Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


10.2. Социальные изменения и социальный прогресс

  Понятие социальных изменений
  Социальные изменения - это процесс появления новых черт и элементов в социальных структурах и системах социальных взаимоотношений.
  Изменения в обществе очень тесно связаны с культурой, поэтому к ним применим термин «социокультурные изменения». По характеру протекания социальные изменения могут подразделяться на:
  1. Эволюционные - постепенное реформирование, усовершенствование, модернизация, плавные количественные преобразования.
  2. Революционные - быстрые, коренные, качественные изменения.
  Оба эти типа изменений тесно взаимосвязаны: именно эволюционное развитие создает условия для революционных изменений в обществе.
  Социальные изменения в обществе протекают в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные действия могут привести к социальным и культурным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей могут использовать его, внедрить в свою практику.
  Таким образом, значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а наоборот, однонаправлены, сопряжены.
  Социальные процессы
  Социальные изменения являются результатом социального взаимодействия, причем взаимодействия однонаправленного - на удовлетворение своих потребностей. Поскольку потребности у личности и социальной группы множество, значит и социальных действий много.
  Социальный процесс - это совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить, идентифицировать из множества других социальных действий.
  Многообразие социальных процессов предполагает их типологизацию. Американские социологи Р. Парк и Э. Берджес выделили следующие типы социальных процессов:
  1. Кооперация - процесс совместной и скоординированной деятельности по достижению единой цели на основе взаимной выгоды.
  Кооперация, прежде всего, связана с желанием многих людей сотрудничать, и многие социологи считают это явление основанным на бескорыстии. Однако проведенные исследования и просто опыт показывают, что корыстные цели в большей степени служат кооперации людей, чем их симпатии и антипатии, нежелания или желания. Таким образом, главный смысл кооперации состоит, прежде всего, в обоюдной пользе.
  Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регулировать совместную групповую жизнь. Даже наиболее ярко выраженные индивидуалисты вынуждены соглашаться с тем, что они находят удовлетворение в семейной жизни, в группах проведения досуга или группах на работе. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с членами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована, и, возможно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первичных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незримо связана с кооперацией во вторичных группах.
  Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах (организации, социальные слои и общество в целом) выступает в виде многих людей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Желание людей сотрудничать для достижения общих целей выражается через правительственные учреждения, частные фирмы и религиозные организации, а также через группы с узкоспециализированными интересами. Такая кооперация не только включает многих людей данного общества, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на основе государственных, региональных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Основные трудности при организации такой крупномасштабной кооперации вызывает географическая протяженность кооперативных связей, достижение соглашения между отдельными организациями, предотвращение конфликтов между группами, подгруппами и отдельными индивидами.
  2. Конкуренция - это острое соперничество, борьба между социальными субъектами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены. Конкуренция - это борьба за достижение преимуществ, наивысших выгод. В качестве социальных ценностей, за которые идет конкурентная борьба, обычно выделяют:
  • власть;
  • деньги;
  • статус;
  • любовь;
  • признательность и т. п.
  Конкуренция может быть:
  • личностная - когда конкуренты знают друг друга;
  • безличная - когда идет борьба без идентификации соперников (за рынки сбыта, рынки сырья и т. п.).
  Конкуренция в обществе выполняет ряд функций:
  • распределение недостаточного вознаграждения;
  • стимулирование личности к самым большим достижениям;
  • деструктивная, так как в результате конкурентной борьбы можно потерять все;
  • конфликтообразующая: потерпевший поражение конкурент не всегда соглашается на мирный исход и может прибегнуть к интригам, насилию. Его действия могут породить ответную реакцию, и конкуренция превратится в конфликт с непредсказуемыми результатами.
  3. Приспособление - это процесс принятие индивидом или социальной группой культурных норм, ценностей и эталонов поведения новой социальной среды. Приспособление - это социальный процесс, присущий социальным мигрантам как по вертикали, так и по горизонтали. Личность, не усвоившую норм и ценностей новой социальной среды или отвергаемая этой социальной средой, называется маргиналом.
  Приспособление может проходить в следующих формах:
  • подчинение, как обязательное условие приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, обычаям или правилам может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;
  • компромисс - форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.
  Компромисс - это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случаях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается, и индивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды. Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрастом наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняется. Мы уже не можем принять молодежную культуру, однако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого приспособления мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками;
  • ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре.
  4. Амальгамизация - это процесс биологического смешивания двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
  5. Конфликт как социальный процесс будет нами рассмотрен позже и подробно.
  Понятие социального прогресса
  Социальный прогресс - это всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от первобытного состояния к вершинам цивилизации.
  Социальный прогресс включает в себя экономический, технический и культурный прогресс, причем фундаментом социального прогресса служит научно-технический прогресс.
  Научно-технический прогресс структурно состоит:
  • из технического прогресса;
  • из промышленной революции;
  • из информационной революции.
  Развитие общества подвержено действиям законов:
  1. Закон ускорения истории.
  Его суть в том, что каждая последующая стадия развития общества занимает в 3 - 4 раза меньше времени, чем предыдущая. Каменный век был длиннее следующего за ним века металла, феодализм по времени короче рабовладельческого строя. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, тем быстрее, динамичнее развивается общество. В России с начала XX в. до современности сменились три цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная.
  2. Закон неравномерности развития народов и наций.
  В развитии человеческого общества в различное время передовую роль играли различные народы и цивилизации: Древний Восток сменился Древней Грецией и Древним Римом, Египтом; средневековая Европа передала эстафету Америке; современная Япония ассоциируется с техническим прогрессом.
  Социология исследует и процесс, противоположный прогрессу - регресс.
  Регресс - это попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню.
  В отличие от прогресса, регресс носит не глобальный, а локальный характер, охватывающий отдельные общества и небольшие промежутки времени. Правда, некоторые ученые считают, что в случае массированного применения ядерного оружия возможно исчезновение человеческой жизни на Земле, что приведет к всеобщему регрессу.
  Виды социального прогресса
  В социологии различают следующие виды социального прогресса:
  1. Реформа - это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
  2. Социальные реформы - это реформы, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни. Социальные реформы могут быть прогрессивными и регрессивными; они проводятся правительством под давлением или по требованию народа.
  3. Революция - это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, которое затрагивает основы существующего социального строя.
  Революционные изменения в совокупности представляют собой переход общества из одного качественного состояния в другое.
  Социальные революции бывают кратковременными (октябрьский переворот 1917 г. в России) и долговременными (неолитическая или аграрная революция - скачок от собирательства к земледелию - началась 10 тыс. лет назад и продолжалась в одних регионах мира 3 тыс. лет, в других - 8 тыс. лет).
  Таким образом, важным показателем жизненности общества является характер социального взаимодействия и степень прочности социальных отношений, а насколько развито общество показывает качество и скорость социального прогресса.

 
© www.txtb.ru