Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Объект и предмет социологии

  Объектом социологической науки выступает социальная реальность. Особой отличительной чертой этой реальности М. Вебер определил осознанное взаимодействие людей: «ожидание ожидания ожидания». Человек с достаточной уверенностью ожидает, что другие люди от него ожидают и готовы отреагировать на его действия так, как он ожидает. «Сопряженность ожиданий», как основная черта социальной реальности, характерна для всех элементов общества: социальных групп и общностей, личностей и организаций.
  Сопряженность взаимных ожиданий - главная характеристика социальной реальности, а значит и объекта социологии. Социальные изменения (экономические, политические, культурные) меняют систему ожиданий. Где они формируются и от чего зависят, поясняет предмет социологической науки.
  Состояние научного знания современной социологии выражается в ее предмете. У каждой науки своя область интересов, которая исследуется при помощи эмпирических методов (наблюдения, эксперимента), а описывается при помощи теоретических понятий. Физика отображает физическую реальность через понятия гравитации, электрического взаимодействия, инерции, атомарного строения вещества. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.
  Предмет науки - логически взаимосвязанная система фундаментальных понятий, описывающих часть объективной реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки.
  Совокупность понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные, повторяющиеся события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и типичное. Предмет науки - это карта местности, дающая общий вид, описывающая схему происходящего.
  Предметом социологии выступает концептуальная (понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга (рис. 1.1).
  Первокирпичиками предмета социологии выступают два понятия - статус и роль. Первое дает статистическое изображение социального субъекта, а второе - динамическое. Статусом называется позиция, положение человека в группе или обществе. Статус реализуется через роль. Люди ведут себя по-разному в одной и той же позиции, то есть придерживаются разных моделей поведения (ролей). Совокупность пустых, то есть незаполненных людьми статусов, образует социальную структуру общества. В социальную структуру общества входят также «социальные группы» и «социальные институты».
  Социальные статусы связаны социальными отношениями. Общество опутано огромной сетью социальных отношений, под ней, этажом ниже, расположена другая сеть - межличностных отношений. Для социологии важно не то, в какие личные отношения вступают люди, а то, как сквозь них проходит более фундаментальное - социальные отношения. Всю жизнь люди учатся правильно исполнять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот процесс освоения культуры называется социализацией.
  Культура - совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра. Культура выступает фундаментом всего общества и отношений в нем. Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм. Он называется социальным контролем.

Рис. 1.1. Основные категории социологии

Рис. 1.1. Основные категории социологии

  Контроль пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий (общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элементов - социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (вознаграждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний). Социальный контроль - механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции. Когда в обществе нет законов и норм, устанавливается беспорядок, или аномия, а когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его поведение называют девиантным.
  Когда мы заполняем пустые ячейки - статусы - людьми, то в каждой ячейке обнаруживаем по большой социальной группе: все пенсионеры, все русские, все учителя. Таким образом, за статусами стоят социальные группы. Совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными категориями) называется социальным составом населения.
  У каждого человека есть потребности. Важнейшие, или фундаментальные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, то есть присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом. Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества, называются социальными институтами. Семья, производство, религия, образование, государство - фундаментальные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. В своей зачаточной форме семья, по свидетельству антропо­логов, появилась 500 тыс. лет назад. С тех пор она постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная семья, неполная семья и т. д. Государству 5-6 тысяч лет, столько же образованию, а религия имеет более почтенный возраст. Социальный институт - очень сложное учреждение, и самое главное - реально существующее. Ведь социальную структуру мы получаем, абстрагируясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конечно, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией - семьей, религией, образованием, государством и производством, - и представить их как один из институтов, тоже непросто. И все же социальный институт реален.
  Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций. Совокупность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т. п. плюс министерство образования и весь его аппарат, научно­исследовательские институты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие институты в свою очередь состоят из множества неосновных, или частных институтов. Их называют социальными практиками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокуратура, институт присяжных и т. д. Также обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т. д.), производством, семьей, образованием.
  Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но также с социальными организациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.
  Итак, сделаем вывод о социологии: статусы, роли, социальные группы существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребностей общества. Механизмами такого удовлетворения выступают социальные институты, подразделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), называемые еще социальными практиками. Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помощи социологических понятий. У этой картины две стороны - статическая, описываемая структурой, и динамическая, описываемая системой. А исходные кирпичики здания - статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает еще двух важных понятий - социальной стратификации и социальной мобильности.
  Социальная стратификация - совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами.
  Переход из одной страты в другую, неравную (скажем, из бедных в богатые), либо в равную (скажем, из водителей в трактористы) описывается понятием социальной мобильности.
  Объект социологии - социальная реальность, которая изучается специальными методами, чтобы повысить уровень стабильности общества. Предмет - это тот ракурс, под которым исследуется социальная реальность (под углом функционирующих ролей и статусов, групп и институтов, социальных отношений и типов культуры).


 
© www.txtb.ru