Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



13.2. Эволюция понятий о «справедливости»

  Справедливость всегда имеет исторический характер, коренится в условиях жизни людей и социальных групп. Для иллюстрации такого определения следует рассмотреть его эволюцию, которая происходила параллельно с развитием и формированием в классовом обществе правового и нравственного сознания.
  Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) трактовал понятие справедливости, как правило - не переступать установленных от века границ.
  Гераклит утверждал, что «бог» является воплощением космической справедливости.
  Справедливость для ведического понимания - праведный закон человеческого бытия, созвучный прекрасному порядку в природном мире.
  Конфуций (551-479 гг. до н.э.) считал, что справедливость диктуется традицией, воплощается в ритуале и этике, и является проявлением воли «неба».
  Мо Ди (479 - 400 гг. до н.э.) - справедливо то, что полезно людям.
  Сократ (469-399 гг. до н.э.) - справедливость - следование мудрости, истинному знанию, порядку вещей, законам.
  Справедливость Платона (428/427-347 гг. до н.э.) является венцом четырех добродетелей идеального государства : справедливость — мудрость — мужество - благоразумие. Справедливость по Платону почти синоним права.
  Аристотель утверждает: «Понятие о справедливости связано с представлением о государстве...», - центральным понятием, характеризующим справедливость, выступает «соразмерность». Справедливость - удивительная добродетель, общее благо, приобретенное свойство души, в силу которого люди становятся способными к справедливым действиям, согласованным с законом и правом государства.
  Эпикур (341-270 гг. до н.э.) говорил: «справедливость - некоторый договор о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда».
  На протяжении длительного периода понятие справедливости было включено в рамки теологического мировоззрения. Справедливость ассоциировалось в общественном сознании как фиксация «божьего порядка», выражение воли бога.
  На смену теологическому мировоззрению, по мере развертывания капиталистических отношений, пришло юридическое мировоззрение.
  Бекон (1561-1626) утверждал, что справедливость есть то, что объединяет людей и создает основания для права.
  Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» пишет так: «Справедливость, т.е. соблюдение соглашений, есть правило разума, запрещающего нам делать что- либо, что пагубно для нашей жизни, из чего следует, что справедливость есть естественный закон».
  Спиноза (1632-1677) утверждал, что «справедливость и несправедливость могут быть представлены только в государства».
  Кант (1724-1804) пишет, что «сознание справедливости действия, которое я хочу предпринять, - это безусловный долг».
  Гегель (1770-1831) утверждает, что конституция и есть «существующая справедливость, как действительность свободы в развитии ее разумных определений».
  Марксизм утверждает, что справедливость - это гуманистическое выражение существующих социокультурных (нравственных и этнопсихологических свойств социума) и политико-экономических отношений. Их нарушение, следовательно, и все, что не соответствует данному способу отношений, несправедливо.


 
© www.txtb.ru