Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1. Социальные условия и становление социологии

  Учение об обществе получило развитие еще в Древней Греции, в работах Платона и Аристотеля. Однако сказать, что именно тогда возникла социология как наука, нельзя. Это была социальная философия, из которой социология еще не вычленилась.
  Социология вычленилась из философии и стала рассматриваться как самостоятельная наука в 40-х годах XIX в.
  В социальном смысле это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии, чартистское движение в Англии - все это свидетельствовало о кризисе общественной жизни. А если есть кризис, должна быть потребность в теориях, которые бы намечали выход из данного кризиса.
  Часть ученых предложила решать эту проблему изучая и реформируя общество. Это были О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Этот путь выхода из кризиса выбрали страны, которые мы сейчас называем развитыми цивилизованными странами, а направление в науке стало называться функционализмом (все функции в обществе нужны, как нужны все органы в организме).
  Другая часть предложила решить проблему путем революционных преобразований, на основе концепции научного социализма. Это были К. Маркс и Ф. Энгельс. Этим путем пошла Россия и примкнувшие к ней так называемые социалистические страны. Направление в науке стало называться марксизмом (коммунизмом, теорией классовой борьбы).
  Хотя исследованием закономерностей развития общества занимались многие ученые, "отцом" социологии чаще всего считают О. Конта, поскольку именно он в 1839 году опубликовал третий том "Курса позитивной философии", где, во-первых, впервые использовал термин "социология", а во-вторых, выдвинул задачу целостного изучения общества на научной основе.
  О. Конт считал, что социология должна строиться по образу и подобию естественных наук, быть чем-то вроде "социальной физики". Поэтому в социологии он выделял 2 части - социальную статику и динамику.
  Социальная статика по Конту изучает условия и законы общества, в частности такие социальные институты, как семью, государство, церковь и т.п. Главным законом здесь является стремление к социальной гармонии, к социальной справедливости. Он открывает закон разделения и кооперации труда, показывает, что благодаря ему появляются различные социальные и профессиональные группы, повышается благосостояние людей. Но этот же закон ведет к концентрации богатства у одних и эксплуатации других, к однобокой профессионализации, уродующей работников. Социология должна, по мысли О. Конта, способствовать установлению солидарности и согласия в обществе.
  Социальная динамика у О. Конта изучает общество в развитии, в движении. Он развивает здесь теорию общественного прогресса, решающим фактором которого является интеллектуальное развитие человечества.
  В этой части им формулируется закон о трех стадиях духовного развития человека: теологической (базирующейся на вере, религиозных убеждениях), метафизической (когда за реальность принимались голые абстракции, различные догмы неразвитого знания) и позитивной (базирующейся на научном знании). Последняя стадия приводит к промышленному и мирному обществу, в отличие от первых, которые ведут к анархии, бунтам и революциям.

 
© www.txtb.ru