Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



8.1. Основы общей теории управления

  Когда говорят об управлении в технике обычно рисуют схему (Рис.1).

Рис. 1

Рис. 1

  Сигнал от субъекта управления (СУ) действует на объект управления (ОУ), при помощи системы обратной связи (ОС) его действие субъектом управления корректируется.
  В этом, говорят нам, - суть управления в технических системах. А в чем суть управления в обществе?
  Сложность здесь в том, что и субъект управления, и его объект, и систему обратной связи составляют не неизменные элементы, как в технике, а люди, постоянно изменяющиеся, заменяющие друг друга, имеющие свои интересы, уровень развития и т. п. К тому же связующим их деятельность сигналом являются не электрические импульсы, а что-то более сложное, например знания об окружающем мире, нравственные оценки деятельности и т.п.
  Если ограничить рассмотрение управления известными нам силами, то на вершине управления мы увидим слои, обладающие всей совокупностью знаний на данный момент времени. В основании же пирамиды, напротив, мы увидим слои населения, у которых знания об окружающем их мире очень ограничены, по сути близки к нулю.
  В любом обществе, сообществе, группе, таким образом, КАЖДЫЙ В МЕРУ СВОЕГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ РАБОТАЕТ НА СЕБЯ, А В МЕРУ НЕПОНИМАНИЯ - НА ТОГО, КТО ПОНИМАЕТ БОЛЬШЕ.
  Структура общества с позиций управления схематично представлена на Рис. 2.

Рис. 2

Рис. 2

  Такое устройство управления характерно для любого уровня общества: надгосударственного, государственного, корпоративного (на уровне отдельных предприятий, организаций).
  Руководить обществом, сообществом, группой - значит управлять им на уровне стратегии, постановки основных целей и принципов поведения людей. Это можно сделать, обладая всей совокупностью знаний. По крайней мере, их должно быть больше, чем у других людей.
  Управление осуществляется в рамках заданных руководством программ и может осуществляться поэтому на основании частичного знания. Однако это частичное знание должно быть у управленцев полным для организации людей на решение поставленных руководством целей.
  Исполнение же конкретных работ отдельными людьми обычно требует фрагментарных знаний, то есть знаний, достаточных для выполнения конкретной исполнительской функции. И это неважно чья функция: хлебопека, скотника, инженера, учителя, врача.
  Кто же осуществлял ранее и осуществляет сейчас руководство в обществе? Ранее это были служители церкви. Так, в Древнем Египте руководство осуществляло высшее жречество, которое состояло из десяти высших посвященных с Севера и такой же десятки с Юга. Каждая группа возглавлялась одиннадцатым жрецом - ее первоиерархом, то есть руководителем. Все жрецы подбирались по принципу наследственной преемственности, от отца к сыну. При разрыве генеалогической линии, по общему решению, в состав команды включался ненаследственный жрец. Если голоса разделялись поровну по какому-либо вопросу, жрецы обязаны были найти тандемом третье решение.
  Эта власть стояла столетиями над фараонами и всей государственной машиной Египта. Во времена Моисея эта власть вышла через распространение учения Христа на надгосударственный уровень управления.
  В настоящее время во главе мирового развития стоят 22 наследственных клана, поделенные на левую и правую команды, которые для всех остальных якобы борются за власть, изображая противоборство. В состав этой клановой наследственной команды входят: Ротшильды, Варбурги, Мендели, Дюпоны, Рокфеллеры и другие мультимиллионеры планеты Земля.
  Каким образом осуществлялось руководство и управление в человеческом обществе, сообществе, группе?
  Здесь можно выделить два уровня воздействия субъекта на объект управления.
  Первый уровень - индивидуальный, когда воздействие осуществляется применительно к отдельно взятому человеку:
  1. Воздействие на сознание человека, то есть формирование его мировоззрения, его суммы знаний. Какие знания ему вложить в голову, тем он по сути и будет.
  2. Воздействие на подсознание человека, то есть формирование его нравственных качеств, его совести, морали. Человек должен знать, что хорошо, а что плохо, что можно делать в обществе, а что нельзя.
  3. Воздействие на физическое состояние человека, то есть формирование его здоровья, способности выполнять ту или иную общественную функцию.
  Второй уровень - коллективный, когда воздействие осуществляется применительно к группе людей, сообществу, обществу, отдельному государству.
  1. Воздействие на идеологическую сферу жизни общества, т.е. формирование общегрупповой (общенациональной, общегосударственной) идеи. Это есть по сути формирование господствующего мировоззрения для данной группы людей, для данного государства.
  2. Воздействие на политическую сферу жизни общества, т.е. формирование его властных структур. Это может быть осуществлено различными методами - от внедрения в органы власти своих людей, до военных методов решения вопросов.
  3. Воздействие на экономическую сферу жизни общества, т.е. формирование его экономического устройства, порядка взаимоотношения с мировой системой хозяйства.
  На протяжении веков этот механизм управления в обществе работал. Все население делало то, что ему предписывали (показывали) управленцы в соответствии с библейской концепцией. (По закону синхронизации, все особи в живых системах делают то, что делают одновременно 5-10% их сородичей)
  Однако в наше время управление по господствующей библейской концепции становится невозможным. Дело в том, что в ХХI веке впервые наступает такой момент, когда неизменный период смены поколений (в среднем 25 лет) превысил длительность постоянно уменьшающего периода смены господствующих в обществе технологий. Сейчас необходимо пополнять свои знания непрерывно. Нельзя научиться на всю жизнь, надо постоянно переучиваться.
  Отсюда необходимость смены механизма управления. От его организации с четко отделяемыми субъектами и объектами управления необходимо переходить к системам, где бы субъект и объект управления были слиты друг с другом, существовали бы не в борьбе, а в единстве друг с другом. Чем более развито (в смысле методологического образования) общество, сообщество, группа, тем более этот переход становится возможным и необходимым.
  Если на ранних этапах развития общества преобладал элемент стихийности, то в современном обществе всё более приходится говорить о его сознательном развитии. В этой связи проблема управляемости обществом на основе знания законов его развития становится всё более актуальной.


 
© www.txtb.ru