Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Социологические воззрения Э. Дюркгейма

  Одним из наиболее значительных представителей социологического позитивизма конца XIX - начала XX века был французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858 -1917), автор классических трудов «О разделении общественного труда: Метод социологии», «Самоубийство» и др. Прямое влияние на него оказали работы О.Конта, но Э.Дюркгейм считал их слишком неопределенными, чтобы учредить социологию как науку.
  Согласно Э.Дюркгейму, для превращения социологии в науку первостепенное значение имеет разработка ее научного метода. В одной из своих основных работ «О разделении общественного труда: Метод социологии» он подчеркивал необходимость объективного и рационалистического объяснения общественной жизни на основе социальных фактов.
  Понимая социологию как науку о социальных фактах, Э.Дюркгейм разделял эти факты на «морфологические» и духовные. К первым относил плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений и пр. («материальный субстрат» общества); ко вторым причислял традиции, обычаи, религию, мораль, законы, моду и пр. («коллективное сознание» общества). Согласно Э.Дюркгейму, социальный факт есть лишь там, где существует организация производственной, политической или иной деятельности.
  Основными признаками социальных фактов, согласно Э. Дюркгейму, являются: 1) их объективное существование по отношению к отдельным индивидам и 2) их принудительное воздействие на людей. Тем самым он исходил из понимания человека как существа социального, развитие и деятельность которого проходит под определенным воздействием социальных норм и предписаний.
  Э. Дюркгейм продолжил разработку теории общества как единого социального организма, проблемы путей и способов обеспечения в нем гармонии. Вслед за О.Контом он рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности и согласия. Не случайно изучение согласия считается дюркгеймовской традицией в социологии.
  Особенностью социологии Э.Дюркгейма является трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Как и для О. Конта, социальный вопрос был для него не столько экономико - политическим, сколько нравственно-религиозным. Мораль Э. Дюркгейм понимал как действенную практическую силу. С его точки зрения, все, что не имеет серьезного нравственного основания, носит непрочный и временный характер.
  Поэтому Э.Дюркгейм рассматривал политические революции как кровавые действия, мало что меняющие в социальных системах. Для того, чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.
  Э.Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия» (буквально «без норм»). Оно используется для обозначения состояния дезорганизации общественной жизни, отсутствия веры в ценности и нормы, неустойчивости консенсуса между социальными слоями и группами.
  Развернутое обоснование концепция социальной аномии получила в работе «Самоубийство». В ней на большом фактическом материале прослеживается динамика самоубийств в европейских странах в зависимости от различных социальных факторов.
  Глубоки и актуальны суждения Э.Дюркгейма о различиях нормального и патологического в обществе, о социальных болезнях и способах их преодоления. Социальное здоровье, по Э.Дюркгейму, заключается в развитии жизненных сил индивида, коллектива и общества в целом, в их способности адаптироваться к условиям среды и использовать эти условия для своего развития. Болезнь может зародиться в любой сфере общества, но если оно больно целиком, лечить его следует комплексно. Велико значение морального и политического оздоровления общества, внедрения во все его сферы эффективных стимулов деятельности и общения людей.
  Э.Дюркгейм многое сделал для институционализации социологической науки во Франции. Он создал первую в этой стране кафедру социологии, руководил изданием журнала «Социологический ежегодник», вокруг которого сложилось влиятельное научное направление - французская социологическая школа.

 
© www.txtb.ru