|
2. Власть и властные отношения
Власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на деятельность последних, используя авторитет, право, насилие и другие средства. Через властные отношения реализуется объективная потребность общества в саморегуляции и самоорганизации. Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти - то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т.п. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует. В реальной жизни феномен власти обычно соотносится с политической властью. Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами. Отличительными признаками политической власти являются: - верховенство, то есть обязательность, ее решений для всего общества; - всеобщность, то есть функционирование на основе права от имени всего общества; - моноцентричность, то есть существование общего государственного центра принятия решений; - многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурноинформационные, нравственные, принудительные и др. Для характеристики политической власти используются понятия «легитимность» и «легальность» Под легальностью понимается законность власти. Понятие «легитимность», введенное М.Вебером, означает правомочность власти, ее поддержку обществом, лояльность со стороны граждан. М.Вебер различал три «идеальных типа» легитимности, но признавал и смешанную легитимность. Первый тип легитимности - традиционная легитимность, основу которой составляет вера в обычаи и традиции, нередко освящаемая авторитетом патриархальных устоев. Второй тип - харизматическая легитимность, основывающаяся на популярности политических деятелей. Третий тип легитимности - рациональная легитимность - опирается на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Процесс властвования осуществляется через деятельность институтов и организаций, реализующих политические интересы социальных общностей. В своей совокупности эти структуры образуют политическую систему. Основным институтом политической системы, благодаря которому власть организует, направляет и контролирует совместную деятельность индивидов и общественных групп, является государство. О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти - это круг ее деятельности: организация, управление, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти - ее способность выполнять свои задач и функции с наименьшими затратами и издержками в максимально короткие сроки. Критерии эффективности власти таковы: - достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов; - рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
- действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
- организационно-техническое и кадровое обеспечение учета и анализа властных распоряжений; - наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур; - действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет. В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам. Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой. Важная характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть служила интересам господствующих классов. В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому во многом ориентируется на так называемый «средний класс». В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие. Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.
|
|