Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Проблемы стабильности семьи

  Современное состояние семьи по-разному оценивается учеными. В России сторонники так называемой «парадигмы модернизации» ратуют за завершение перехода от семьи традиционной, патриархальной к семье современной. Сторонники «кризисной парадигмы», наоборот, выступают за создание условий для возрождения традиционной семьи.
  Примерно та же палитра мнений существует на Западе. Представители так называемого «осторожного оптимизма» полагают, что если семья переживает кризис, то это не кризис института как такового, а его старых форм, признак перехода к новым. В противовес этой точке зрения многие ученые считают, что вследствие индустриализации и урбанизации семья утрачивает признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, взаимодействующих ради своих личных желаний и потребностей, в некое «товарищеское общение» и содружество. Следовательно, по их мнению, любые проблемы семьи - это психологические проблемы, которые могут быть разрешены усилиями ее членов.
  Споры вокруг семьи, ее настоящего и будущего начались еще в XIX веке. Классики марксизма крайне негативно относились к так называемой «буржуазной семье», основывающейся на частной собственности, наследовании и домашнем воспитании. Она рассматривалась как институт, препятствующий революционным преобразованиям. Решающая роль в создании новой формы семьи отводилась освобождению женщины от гнета домашнего рабства. Условия равноправия женщины виделись в уничтожении эксплуатации и вовлечение ее в общественно-производственную деятельность.
  Такое понимание семьи отразилось и в советской научной литературе. Во многих работах семья определялась как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».
  Советская модель эмансипации женщин посредством труда не явилась продуктивной. На практике женщины оказывались вынужденными выполнять две функции - общественной производственной деятельности и труда в семейной сфере. Ориентация государства на профессиональные достижения и социальную значимость женщин, а не на материнство существенно ослабила устои семьи. Детские дошкольные учреждения лишь частично выполняют некоторые традиционно материнские функции и не могут компенсировать потери на стадии семейного воспитания. Несмотря на декларируемое равноправие, женщины подвергались и подвергаются дискриминации в престижных, высокооплачиваемых сферах деятельности.
  Ослабление традиционных семейных устоев происходило не только в Советском Союзе и посткоммунистической России, но и практически во всех странах Запада. Разводом заканчивается каждый второй брак. Число браков уменьшается в связи с их откладыванием и вообще нежеланием вступать в брак. Сокращается рождаемость, которая в России сочетается с ростом смертности в трудоспособном возрасте. Чтобы предотвратить депопуляцию каждая российская семья должна иметь более двух детей, поскольку двое детей способны лишь сменить своих родителей.
  Сложившуюся ситуацию с рождаемостью неверно всецело объяснить неблагополучным положением в экономике. То же самое происходит и в богатых европейских странах, где существуют большие пособия на детей.
  Традиционная семья на европейском и североамериканском континентах трансформируется в новые формы отношений между полами - сожительство, содружество, гостевое общение. Станет ли евроамериканская модель семьи господствующей в мире или возобладают иные тенденции, покажет время.

Контрольные вопросы

  1. Кем из российских ученых заложены основы «социологии семьи»?
  2. Охарактеризуйте институты брака и семьи.
  3. По каким основаниям классифицируются исторические формы брака?
  4. Каковы основные функции семьи как социального института.
  5. По каким основаниям классифицируют основные типы семьи?
  6. Раскройте содержание основных проблем функционирования институтов брака и семьи в современном обществе.

 
© www.txtb.ru