Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Социальные организации

  Термин «организация» происходит от французского «organisation» (сообщаю, устраиваю, стройный вид). Используется в нескольких значениях: 1 ) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой - то группы; 3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.
  В социологии социальная организация понимается прежде всего как элемент социальной структуры. Ведущий исследователь проблем социальной организации А. И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.
  Деятельность групп осуществляется в форме социальных организаций - производственных, национальных, научных, политических, спортивных, финансовых, торговых, религиозных и прочих. Социальные организации оформляют социальные группы в коллективы.
  Социальная организация, по А. И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:
  Во-первых, она обладает целевой природой, поскольку создается для возможно более быстрого и эффективного достижения определенных целей.
  Во-вторых, члены организаций распределяются по иерархической лестнице соответственно статусам и ролям. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои интересы в пределах, которые определяются его социальным статусом и ролями.
  В-третьих, организации возникают на основе разделения труда и по функциональному признаку. Они строятся по иерархическому принципу и состоят из управляющей и управляемой подсистем. Иерархичность построения организаций придает им устойчивость и эффективность.
  В-четвертых, управляющие подсистемы создают средства регулирования и контроля за деятельностью организаций. Среди них значительную роль играют внутриорганизационные нормы, обеспечивающие функционирование организаций.
  В-пятых, действие социальных организаций как целостных систем создает особый кооперативный эффект, превышающий сумму индивидуальных усилий участников. Этот эффект выражается в приросте дополнительной энергии, называемом синергетикой.
  Исследователи организаций называют три основных составляющих этого феномена: 1 ) интеграция усилий членов организаций; 2) специализация функций элементов организации и вызываемая ею однонаправленность их действий; 3) синхронизация действий индивидов благодаря наличию управляющей подсистемы.
  Организации подразделяют на формальные и неформальные.
  Категорию «формальная организация» одним из первых ввел в социологию М. Вебер. Такая организация возникает в результате административных и политических решений. Ее деятельность основывается на разделении труда и специализации, регламентируется юридическими нормами и правилами внутреннего распорядка. Должностные статусы в иерархической структуре упорядочены по принципу «руководитель-подчиненный».
  Формальные организации рациональны и ориентированы исключительно на достижение поставленных целей. Составляющие их индивиды связаны системой официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, распоряжениями, штатным расписанием.
  Важнейшим фактором функционирования формальных организаций является бюрократия. Этот феномен имеет два основных аспекта: 1 ) система норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица; 2) особый социальный слой людей, занимающихся управленческой деятельностью. Основной носитель бюрократии - чиновник - человек при официальном чине или должности.
  Родоначальником социологии бюрократии был М. Вебер. Согласно М. Веберу, идеальному типу бюрократии свойственны следующие черты: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого индивида; иерархия осуществляет контроль над чиновником, который отделен от собственности на средства управления; управленческая деятельность становится особой профессией; существует система подготовки чиновников; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.
  Главное достоинство бюрократии М. Вебер видел в высокой хозяйственной и экономической эффективности. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания, постоянство управленческого процесса, субординация и служебная тайна.
  М. Вебер констатировал и негативные стороны бюрократии - игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости. Он допускал и возможность превращения бюрократии в особый класс и связывал ее с отсутствием контроля со стороны общества. Такой класс (номенклатура) сформировался в бывших социалистических странах благодаря специфической системе отбора и перемещения управленцев.
  Нарушения в деятельности механизма бюрократии называются дисфункциями. Они могут принимать разные формы: превращение атрибутов власти (приказов, инструкций, заданий и т.д.) в самоцель; негативный отбор кадров и эскалация привилегий; коррупция; сращивание административного аппарата с организованной преступностью.
  На современном Западе бюрократия ассоциируется не столько с людьми, сколько с процедурами. В обществах индустриального и постиндустриального типа безличные процедуры делопроизводства преобладают над личностными отношениями, что позволяет разным по своим индивидуальным качествам людям сотрудничать и согласовывать свои действия. В силу ряда причин культурно­исторического характера бюрократия в России далека от описанного М.Вебером идеального типа.
  В обществе параллельно с формальными организациями возникают и функционируют неформальные организации. Они появляются там, где формальные организации не выполняют какие - либо общественно значимые функции и компенсируют недостатки формальных структур.
  Члены неформальных организаций самостоятельны в достижении индивидуальных и групповых целей. Они располагают свободой в выборе форм поведения и взаимодействия с другими индивидами. Это взаимодействие зависит от личных привязанностей и симпатий.
  Отношения между членами неформальных организаций не регламентируются приказами, предписаниями, установками руководства. Такие организации создают большие возможности для творческой деятельности, разработки и внедрения нововведений. Вместе с тем они менее устойчивы и во многом носят ситуационный характер.

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «социальный институт».
  2. Раскройте содержание функций социальных институтов.
  3. Какие виды социальных институтов вам известны?
  4. Какие факторы вызывают возникновение и изменение социальных институтов?
  5. Какие основные значения имеет термин «организация»?
  6. В чем проявляется эффект синергетики?
  7. Чем отличаются формальные и неформальные организации?
  8. Кем создана теория «рациональной» бюрократии? Изложите ее основные положения.

 
© www.txtb.ru