Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Отечественная социология после 1917 г.

  В период примерно с 1918 г. до середины 20-х гг. Советская власть благосклонно относилась к социологии и даже пыталась вводить ее изучение в средних школах. В основе такой политики лежала мысль о единстве марксистского социализма и социологии.
  В первые годы Советской власти начался процесс институционализации социологии как науки и учебной дисциплины. В 1918-1919 гг. В Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии. Введена ученая степень по социологии. Возобновило свою деятельность российское социологическое общество им. М.М.Ковалевского, председателем которого стал Н.И.Кареев. Усилиями членов общества в 1919 г. был учрежден социо - библиографический институт, в рамках которого проводились научные семинары и читались курсы лекций.
  В 1920 г. В Петроградском университете был организован первый в стране факультет общественных наук с социологическим отделением. Это отделение возглавил Питирим Сорокин, ставший впоследствии одним из крупнейших социологов ХХ века.
  Первая половина 20-х гг. была периодом идейного плюрализма в отечественной социологии. Издавалась обширная социологическая литература, в том числе труды ученых немарксистской ориентации.
  В связи с заинтересованностью власти в объективной информации о происходивших процессах активная поддержка оказывалась проведению эмпирических исследований в различных сферах. В мае 1918 г. в проекте постановления Совнаркома «О Социалистической академии общественных наук» было записано: «... одной из первоочередных задач поставить ряд социальных исследований» (Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т.36. С.372).
  В 20-х гг. в России развивались следующие направления эмпирической социологии: методология и методика социальных исследований; социальные проблемы рабочего класса, крестьянства и интеллигенции; социальные проблемы коллективизации деревни; социальные проблемы города, народонаселения и миграции; социальные проблемы культуры и искусства.
  Широкую известность получили исследования С.Г.Струмилина по проблематике внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда; В.С.Немчинова - по социальным проблемам преобразования сельского хозяйства; А.К.Гастева - по организации труда и управления и др.
  Даже в этот сравнительно благоприятный для социологии период властью были осуществлены репрессивные меры по отношению к ведущим ученым. В 1922 г. многие крупные мыслители (П.А.Сорокин, Н.Я.Бердяев, С.Булгаков, С.Л.Франк и др.) на так называемом «философском пароходе» были высланы из страны и плодотворно занимались научной деятельностью за границей.
  Находясь в Соединенных Штатах, П.А.Сорокин опубликовал ряд работ по проблемам динамики культуры и социологической теории. В своих исследованиях он исходил из главного принципа позитивизма - опоры на реальный опыт и научные данные.
  Согласно П.А.Сорокину, общественные проблемы должны решаться на основе разумного управления, сознательного разрешения противоречий и предоставления каждому человеку возможностей для самореализации. Единственно нормальным путем развития общества он считал эволюцию.
  Значительное внимание П.А.Сорокин уделял анализу социальной структуры общества и определению критериев
  социальной дифференциации. Он - один из родоначальников теории социальной стратификации и социальной мобильности, получившей всемирное признание. Содержание этой теории излагается при освещении проблематики социальной структуры.
  В своей социологической теории П.А.Сорокин исходил из понятия «ценность». С его помощью объяснялось поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействие по различным направлениям. Общечеловеческие ценности он рассматривал как основу для сотрудничества народов.
  В последние годы жизни П.Сорокин интенсивно разрабатывал теорию конвергенции - синтеза капитализма и социализма в единое индустриальное общество, которое должно вобрать себя достоинства обеих общественных систем и позволить человечеству избежать самоуничтожения в мировой войне.
  Во второй половине 20 - х гг. наметилась тенденция к отождествлению социологии с социальной философией и историческим материализмом, что сужало горизонты исследований. Термин «социология» фактически был исключен из официального научного лексикона, поскольку у многих ученых ассоциировался с буржуазной лженаукой. Фундаментальные и прикладные исследования в области социологии практически прекратились.
  Упразднение социологии было вызвано тем обстоятельством, что эта наука опирается на достоверные факты, а тоталитарный режим отводил обществоведению лишь функцию апологетики социализма.
  Возрождение социологии как науки началось в конце 50-х - начале 60 - х годов в условиях «хрущевской оттепели». В этот период были проведены социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Широкое распространение получило так называемое социальное планирование - составление планов социального и экономического развития предприятий, колхозов, совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен значительный объем фактической информации, отработаны методики социологических исследований, приобретены навыки таких исследований.
  Становление социологии вызывало ожесточенное сопротивление части философов, насаждавших идею о том, что социологи должным «собирать» факты, а философы - теоретически их осмысливать. Информация, отражающая негативные аспекты социального развития страны, расценивалась как нетипичная для советского общества. Поэтому многие исследования носили апологетический характер.
  Тревожные сигналы социологов в директивные органы по проблемам разрушения природы, отчуждения власти от народа, роста националистических тенденций и др. властью не только игнорировалось, но и нередко воспринималось как «очернительские» и наносящие вред социализму. Инициаторы таких сигналов подвергались взысканиям в партийном и административном порядке, травле и гонениям.
  С 60 - х годов началось восстановление статуса социологии как социального института. Этот процесс шел через преодоление мощного противодействия, с множеством отказов и зигзагов. Основные вехи институционализации социологии таковы.
  В середине 60-х годов были созданы первые социологические учреждения: отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и Лаборатория социологических исследований при Ленинградском университете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация.
  В 1969 году появился Институт конкретно-социологических исследований с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах - Ленинграде, Свердловске и Новосибирске. С 1974 выходит специализированный журнал «Социологические исследования» («Социс"). С 1988 г. функционируют социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском и Киевском университетах. В номенклатуре научных специальностей существуют ученые степени кандидата и доктора социологических наук. В настоящее время функционирует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, которые проводят теоретические и эмпирические исследования в различных сферах общественной жизни.
  Значительный вклад в становление отечественной социологии внесли такие ученые как Г.М. Андреева, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, И.С. Кон, Ю.А. Левада, Г.В. Осипов, Ж.Т. Тощенко, А.Г. Харчев, О.И. Шкаратан, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов и другие.
  Несмотря на позитивные сдвиги в статусе социологии результаты исследований ограниченно востребованы властью. Социология нередко используется в целях манипулирования сознанием и поведением людей. потребуется время для осознания властью необходимости социологического видения процессов трансформации страны и ее перспектив.

Контрольные вопросы

  1. Охарактеризуйте вклад М.М.Ковалевского в становление социологии в России.
  2. Изложите основные идеи «натуралистической школы».
  3. Раскройте содержание основных идей этико-субъективной школы» в русской социологии.
  4. Какое направление в русской социологии разрабатывали Е.В.Роберти и Н.И.Кареев?
  5. Изложите основные идеи русского анархизма.
  6. Охарактеризуйте взгляды представителей ортодоксального марксизма.
  7. Назовите ведущих представителей «легального марксизма» и изложите их идеи.
  8. Какими причинами было вызвано свертывание социологических исследований в сталинский период?
  9. Когда началось возрождение социологии в СССР?
  10. Назовите ведущих представителей современной отечественной социологии.

 
© www.txtb.ru