Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Понятие «социальная безопасность»: подходы к определению

  Термин «социальная безопасность» сравнительно недавно вошел в научный и политический оборот. Тем не менее он быстро вписался в международную и национальную лексику, нашел свое конкретное развитие в ряде международных документов. Среди них, прежде всего, необходимо выделить Всемирную социальную декларацию, принятую в 1995 г. на Всемирной конференции по социальному развитию. В ней, в частности, говорится: «Мы предлагаем построить такое общество, где право на пищу столь же священно, как и право голоса, где право на начальное образование столь же уважаемо, как и право на свободу печати, и где право на развитие рассматривается как одно из фундаментальных прав человека».
  В Декларации были сформулированы минимальные задачи обеспечения социальной безопасности:
  • всеобщее начальное образование, как для девочек, так и для мальчиков;
  • сокращение вдвое уровня неграмотности среди взрослого населения;
  • элементарная медицинская помощь для всех с приоритетной вакцинацией детей;
  • ликвидация случаев острого недоедания;
  • предоставление услуг по планированию семьи для всех желающих;
  • безопасная питьевая вода и санитария для всех;
  • кредит для всех в целях обеспечения возможностей самозанятости.
  Достаточно широкое использование термина «социальная безопасность», в том числе в международных нормативно-правовых актах, обусловило формирование различных подходов к его пониманию в отечественной науке, правовой, социальной и политической практике.
  Анализ многочисленных источников по проблемам социальной безопасности позволяет констатировать, что в настоящий момент сложилось несколько подходов в интерпретации данного понятия.
  Один из возможных подходов в определении понятия «социальная безопасность» получил распространение за рубежом. Для этого подхода характерно ассоциировать понятие «социальная безопасность» с понятием «социальное обеспечение». При этом полагается, что решение проблем обеспечения социальной безопасности, предоставления материальной и иной помощи нуждающимся категориям граждан является основополагающим аспектом обеспечения национальной безопасности в целом. В соответствии с данным подходом осуществляется практическая работа по решению проблем социального характера. Например, в США вопросами социальной безопасности занимается специально созданный орган федеральной власти - Управление социальной безопасности, действующий на основе закона о социальной безопасности 1935 г., принятого для предотвращения социального взрыва после Великой депрессии 1929 - 1933 гг.
  Ряд современных отечественных исследователей, в частности М. П. Доронин, полагают, что и в современной России необходимо принятие аналогичного закона. При этом социальная безопасность должна пониматься как элемент национальной безопасности и входить в концепцию национальной безопасности Российской Федерации.
  Однако следует отметить, что не только среди представителей органов власти России, но и среди большинства отечественных исследователей нет четкого осознания наличия тесной взаимосвязи между вопросами национальной и социальной безопасности. Весьма показательным примером сложившегося положения вещей является содержание основополагающего правового акта по вопросам национальной безопасности, принятого в России в последние годы - это Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента России в 1997 г. В данном документе понятие «социальная безопасность» не используется вовсе.
  3 ноября 2004 г. Советом Безопасности Российской Федерации в МГУ был проведен «круглый стол» по теме «Подготовка новой Концепции национальной безопасности Российской Федерации (основные приоритеты развития, угрозы национальной безопасности, национальные интересы России и механизмы их реализации)» с ведущими учеными в этой области, однако вопросы социальной безопасности не нашли своего адекватного отражения в его работе.
  В ноябре-декабре 2004 г. Советом безопасности РФ была организована широкая интернет-конференция по указанному вопросу. Никто из сотен участников этой интернет-конференции не затронул вопросов социальной безопасности. В то же время представители политических партий, депутаты Государственной Думы РФ, члены Правительства РФ в своих публичных выступлениях, статьях, интервью весьма широко обращаются к понятию «социальная безопасность».
  Для ряда современных отечественных исследований характерен подход, согласно которому «социальная безопасность» рассматривается как комплексное понятие, используемое для обозначения безопасности населения страны от целого комплекса разных угроз, причем не только социального, но и экономического, экологического характера и т. д. Среди них чаще всего упоминают угрозы безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и др.
  В соответствии с данным подходом В. Волковский - автор исследования «Налоги и социальная безопасность» - определяет понятие «социальная безопасность» как совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей. При этом он полагает, что социальная безопасность России в современных условиях является составным элементом национальной безопасности и представляет основу для функционирования всех социальных элементов.
  Указанный подход разделяет и ряд других отечественных исследователей, например бывший министр социальной защиты Российской Федерации Э. А. Памфилова. Она отмечает, что социальная безопасность предопределяет качество жизни человека в обществе и представляет собой комплексное понятие, включающее как совокупность гражданских прав и свобод, так и ряд аспектов, связанных с образованием, здоровьем, экологией и т. д.
  Подобный подход характерен и для некоторых международных организаций. В частности, Организация Объединенных Наций признает два основных компонента безопасности человека - свободу от страха и свободу от нужды или бедности. Нельзя защитить мир от войн, если люди не будут в безопасности у себя дома, на своих рабочих местах, в повседневной жизни. ООН разработала всеобъемлющую Концепцию безопасности человека, которая состоит из восьми основных категорий:
  • экономической безопасности;
  • продовольственной безопасности;
  • безопасности для здоровья;
  • экологической безопасности;
  • личной безопасности;
  • социальной безопасности;
  • общественной безопасности;
  • политической безопасности.
  В реальной жизни все эти категории тесно взаимосвязаны. Борьба с нищетой, преступностью, защита рабочих мест, доходов, безопасность здоровья, окружающей среды - все это включает в себя понятие социальной безопасности.
  Анализ данного подхода показывает, что его характерной особенностью является утрата понятием «социальная безопасность» четко очерченных рамок, поскольку интересы населения и государства, угрозы для населения постоянно меняются, отражая позитивные или негативные последствия реформ в экономике и обществе в целом. В частности, данные мониторинга, который проводил ВЦИОМ на протяжении 1991 - 2000 гг., показали, что в начале 90-х наиболее острой проблемой, по оценкам населения, была нехватка продуктов питания и различных товаров, но уже с 1994 г. эта проблема практически перестала существовать.

Таблица 3. Динамика оценок населением проблем российского общества, 1991-2000 гг. (в % от числа опрошенных в соответствующем году)

Таблица 3. Динамика оценок населением проблем российского общества, 1991-2000 гг. (в % от числа опрошенных в соответствующем году)

  Анализ показывает, что на протяжении 1991 - 2000 гг. население в большей степени выделяло два типа угроз: угрозы экономического характера (рост цен, спад производства и др.) и угрозы личной безопасности и имуществу граждан. Происходил процесс ослабления безопасности населения, понимаемой как защищенность граждан от преступных и иных противоправных посягательств, т. е. наличие спокойствия у жителей страны за свою жизнь, жизнь родных и близких, за сохранность своего имущества, а также наличие соответствующих гарантий безопасности.
  Кроме того, необходимо отметить, что с течением времени меняется не только отношение населения к тем или иным угрозам, но и внутренний характер этих угроз. Например, рассмотрение проблемы безопасности от угроз криминального характера, от простой общеуголовной преступности, такой, как грабежи, разбойные нападения, убийства, кражи, показывает, что эта проблема является относительно новой, в большей степени характерной для пореформенного периода. В советское время была проблема незащищенности, но иная - от идеологического преследования государства, и, естественно, в этом смысле люди чувствовали свою беззащитность. Защиту же от обычной преступности обеспечивали правоохранительные органы государства, и в первую очередь - милиция. Сам уровень преступности был на довольно низком уровне. Проблема ослабления безопасности стала возникать с распадом советской системы. Опросы общественного мнения показывают, что чувство защищенности, которое было естественным в советское время, постепенно утрачивалось. Так, в 1991 г. менее 1/3 респондентов в числе наиболее злободневных проблем называли проблему роста числа уголовных преступлений. В 1992 г. доля людей, сильно обеспокоенных ростом преступности, выросла до 43 %, т. е. в 1,4 раза, а уже в 19931994 гг. доля таких людей выросла до 64-68 %, достигнув максимального значения за весь период 1990-х гг. С середины 1990-х гг. острота проблемы безопасности несколько «притупилась». Население занялось самообеспечением своей личной безопасности: люди старались не ходить поздно вечером по улицам городов и сел и не отпускать детей одних на улицу; устанавливали железные двери и домофоны, объединялись и нанимали охрану, устанавливали кодовые замки и сложную сигнализацию, оставляли, где только можно, свои автомобили на платных стоянках и т.д. Население привыкало к жизни в условиях повышенной криминальной опасности.
  На вопрос ВЦИОМ «Чувствуете ли вы себя в безопасности на улицах?» в 1993-1998 гг. «нет» отвечали 65 - 70 % опрошенных, в то же время чувствовали себя в безопасности на улицах своих городов и сел только 25-30 %. Эти данные показывают, что в постсоветские времена большинство граждан страны жило с состоянии постоянного беспокойства за свою жизнь, имущество, жизнь родных и близких. Именно рост преступных посягательств и рост числа преступников при отсутствии защиты от них является источником страха как для отдельных людей, так и в обществе в целом.
  Данные МВД России по состоянию преступности в стране за последние 13 лет подтверждают обоснованность озабоченности людей за свою безопасность. Масштабы преступности за годы реформ стали огромными. Всплеск преступности произошел уже в 1989 г. По данным МВД РФ, по сравнению с 1987 г. количество зарегистрированных преступлений выросло в 1989 г. на 37 %, а к 2000 г. - более чем в 2,5 раза.
  В 1991-1993 гг., когда происходили наиболее радикальные политические и экономические перемены, из-за ослабления государственного контроля произошел наибольший всплеск преступности, выросла доля преступлений, непосредственно направленных на жизнь, здоровье и имущество граждан.
  Преступность росла не только количественно, менялась ее структура. Для населения появились угрозы новых видов преступлений, таких, как рэкет, похищение людей, создание финансовых пирамид и т. д. Преступность организовывалась, укреплялась, усиливалась ее экономическая направленность, происходило вовлечение в нее работников государственных органов власти, в том числе и правоохранительных органов. За 1991-1999 гг., по данным МВД, в результате различных преступлений погибло более 740 тыс. человек. Сумма причиненного материального ущерба огромна. Так, только в 1999 г. она составила 11 млрд рублей.
  Соответственно росту числа преступлений увеличивалась численность людей, их совершивших и представляющих угрозу обществу. Многие правоведы отмечают принявшее массовый характер девиантное поведение и преступность как его крайнюю форму. Внутри общества выросла социальная группа людей, осуществляющая противоправное поведение, в значительной степени за счет лиц, не имеющих источников дохода, т. е. безработных, наркоманов. Так, по данным МВД за 19902000 гг., число людей, совершивших преступления, возросло с 897 тыс. человек в 1990 г. до 1741 тыс. в 2000 г., т. е. практически в два раза. Из них доля лиц, не имеющих источников дохода, постоянно росла в эти годы и с 27 % в 1992 г. увеличилась до 55 % в 2000 г., а доля безработных выросла с 2,7 % в 1993 г. до 5,3 % в 2000 г. Преступное поведение стало одним из способов выживания в новых условиях.
  Рассмотрение лишь одного из аспектов социальной безопасности - безопасности от криминальных угроз показывает, что их сложный, изменчивый характер создает дополнительные трудности в определении понятия «социальная безопасность» с точки зрения комплексного подхода. В этой связи вполне понятными являются попытки вообще отказаться от использования указанного понятия. Например, А. Аузан (директор Института национального проекта «Общественный договор») в ходе круглого стола на тему: «Что такое социальная безопасность гражданина?», проводившегося 26 августа 2005 г. в информационном агентстве «Росбалт» при поддержке Института системных проектов, высказался в том смысле, что термин «социальная безопасность» неточно отображает проблематику явления. Он предлагает оперировать, с его точки зрения, более ясным понятием - «социальная ответственность» власти.
  Однако большинство исследователей не склонны от него отказываться. Так, по мнению президента Международного женского центра «Будущее женщины» А. Очировой, тема социальной безопасности должна быть центральной при разработке социальной стратегии РФ. При этом должны быть отвергнуты либеральные идеи - человеческий капитал имеет приоритет перед финансовым. С ее точки зрения, в мирное время национальная и социальная безопасность являются понятиями тождественными.
  Таким образом, можно констатировать, что понятие «социальная безопасность» носит комплексный, системный характер. В узком понимании этого слова оно может быть ассоциировано с термином «социальное обеспечение» и сводиться к функции государства по материальному обеспечению определенных категорий нуждающихся граждан.
  В широком смысле понятие «социальная безопасность», отождествляемое с понятием «национальная безопасность», может определяться как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет:
  • социальную независимость государства;
  • стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения;
  • способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию;
  • уровень и качество жизни;
  • уровень безработицы;
  • стабильность заработной минимальной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму;
  • безопасность труда;
  • социальное партнерство;
  • уровень социального обеспечения и социального страхования;
  • степень развития социальной сферы и т. д.
  Кроме того, термин «социальная безопасность» может пониматься как состояние безопасности личности, общества и государства от целого комплекса разных угроз социального, экономического, экологического и иного характера - безработицы, нищеты, преступных посягательств, загрязнения окружающей среды, техногенных катастроф и т. д.

 
© www.txtb.ru