Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3. Содержание

  Этот элемент коммуникации в социологических исследованиях занимает особое место. Он может рассматриваться с разных точек зрения: как продукт деятельности журналистов; как средство отражения жизни социума; как источник информации и способ участия в общественной жизни для аудитории; как средство достижения различных социальных целей: информирования аудитории, контактов власти и общества, поддержания общей ценностно-нормативной платформы и т.п.
  Специфический для социологии метод исследования больших совокупностей текстов, относящихся к массовой информации, - контент-анализ. Это количественный метод, рассчитанный на выявление статистических закономерностей, отражающих особенности потока информации, проходящей по конкретным каналам. Напомним, что к массовой информации относятся не только произведения журналистов, но и то, что приходит от аудитории в виде писем и звонков в редакции, устных обращений, суждений, проходящих по каналам Интернета, а также реклама, рассчитанная на массового потребителя, и материалы «паблик рилейшнз». Метод контент-анализа используется в социологии СМИ на протяжении многих десятилетий, но в применении к Интернету требует модификации. Особенно сложно применять его к текстам, обновляемым в режиме реального времени (материалы форумов легче изучать, чем чаты, поскольку дольше хранится информация). На Западе есть опыт проведения контент-анализа форумов с точки зрения соотношения активности разных участников, их роли в дискуссии, характера общения между пользователями и между пользователями и журналистами. В частности, установлено, что как и в других средах общения, в Интернете активность распределяется неравномерно. Так, одно из исследований показало, что всего пяти процентам участников принадлежит 95 % объема контента в дискуссии.
  В контент-анализе материалов различных СМИ сложился круг достаточно часто включаемых при решении разных задач характеристик текстов. К ним в первую очередь относятся: тематика и проблематика; жанрово-видовые, или функциональные формы; авторство (социально-демографический, профессиональный, должностной состав создателей текстов); социально­демографический состав персонажей, «героев» публикаций, субъектов выраженного в них мнения; отношение автора, источника информации к объекту описания и оценки (позитивное, негативное, сбалансированное, нейтральное); «география» описываемых событий и процессов; масштаб рассмотрения проблемы ( на уровне личности, группы, страны, человечества) и др.
  Работа с полученными данными заключается в подсчете частоты появления фиксируемых признаков контента за определенный период времени, объем внимания к интересующим исследователей реалиям, событиям, фигурам. Тогда появляется возможность отвечать на такие вопросы, как полнота отражения в СМИ различных сторон жизни общества, его взаимоотношений с властью и бизнесом; разнообразие способов отражения жизни (событийное информирование, анализ социальных процессов, оценка ситуации и т. п.); участие граждан в освещении различных сторон жизни и в обсуждении проблем и способов их решения; участие экспертов/специалистов в анализе социальных ситуаций; степень плюралистичности канала в отражении различных точек зрения; особенности отдельных каналов, в том числе традиционных и электронных, в указанных аспектах и др.
  В анализе контента интернет-СМИ могут быть применены указанные выше категории и вместе с тем здесь возникает целый ряд специфических проблем для исследования: реальное использование мультимедийности, гипертекстуальности и интерактивности на конкретных сайтах; специфика содержания он- и офлайновых СМИ одного бренда ( в частности, оригинальность интернет-версии по отношению к печатному изданию); партнерские связи между разными ресурсами, в частности отраженные в ссылках/линках; способы обозначения в интернет-журналистике важности, приоритетности событий, явлений, персон; степень оригинальности и дублирования информации на различных сайтах и многое другое.
  Весомость, влиятельность сайта иногда измеряют путем подсчета количества ссылок на него. Это показатель «ранга страницы» (Page Rank) у Google или ВИЦ - взвешенный индекс цитируемости в Яндексе (сочетается количество ссылок и вес тех ресурсов, где они размещены). Это тоже своеобразное применение количественного анализа содержания.
  Таким образом, исследования контента могут обслуживать широкий круг социологических и маркетинговых задач, как с использованием практики изучения контента традиционных СМИ, так и с разработкой новых подходов, обусловленных спецификой Интернета.

 
© www.txtb.ru