Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3. Понятие «технология» в работе социального педагога

  В узком смысле понятие «технология» обычно определяется следующим образом:
  - совокупность знаний о способах обработки материалов, изделий и методах осуществления каких-либо действий;
  - совокупность операций, осуществляемых определенным образом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала или изделия.
  В широком смысле «технологию» рассматривают как систему средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой, логикой процесса преобразования (трансформации) того или иного объекта.
  Основными параметрами любой технологии являются:
  - детальное определение конечного результата;
  - разделение процесса его достижения на последовательные взаимосвязанные этапы;
  - поэтапное выполнение определенных действий;
  - однозначность выполнения включенных в технологию процедур, операций;
  - тиражируемость (воспроизводимость), т.е. возможность использования технологии другим человеком после специального обучения.
  Под технологией социально-педагогической работы понимают систему строго последовательных действий профессионала, нацеленных на решение определенной социально-педагогической задачи, проблемы с заранее спланированным результатом.
  Социально-педагогические технологии представляют систему узаконенных требований, алгоритмов действий, инструктивных предписаний. Вместе с тем нужная последовательность даже самых результативных действий не может гарантировать сто процентной эффективности в достижении цели (результата) профессиональной деятельности. Социально-педагогические действия осуществляются в конкретных социальных условиях, через посредство различных социальных институтов и организаций, конкретными людьми.
  Чтобы принять решение о выборе технологии, социальному педагогу необходимо для себя четко определить:
  - цель профессиональной деятельности в конкретной ситуации;
  - условия ее реализации;
  - особенности и возможности объекта социально-педагогической деятельности;
  - особенности места реализации цели;
  - возможности по времени для реализации цели;
  - возможные формы реализации;
  - особенности, возможности субъекта социально-педагогической деятельности.
  В зависимости от основы классификации в научной литературе выделяют различные виды или типы социально-педагогических технологий.
  По степени новизны различают традиционные (технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).
  По преобладающей деятельности различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т. д.
  По направленности на преобразование окружающей подопечного среды выделяют средовые технологии оздоровления природной среды и технологии оздоровления социальной среды (технологии профилактики и разрешения конфликтных ситуаций, технологии развития стрессоустойчивости подопечных и т.д.).
  По количеству подопечных можно выделить следующие виды:
  - индивидуальные - технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т. д.;
  - групповые - технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.);
  - массовые - технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т. д..
  По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А. И. Пригожин выделил:
  - кабинетные - получены в результате информационно-логического анализа ситуации;
  - лабораторные - получены в экспериментальных, специально созданных условиях;
  - полевые - получены в результате реальной работы в общественной среде.
  Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии - технологии уровня общества, региона, больших социальных групп;
  - мезотехнологии - технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы;
  - микротехнологии - рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне.

Список рекомендованной литературы

  1. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. -208 с.
  2. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учб. Пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 272 с.
  3. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО /Сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 384 с.
  4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 368 с.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 388 с.
  6. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства [Текст]: справочное издание / Т. Н. Поддубная. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 282 с.

 
© www.txtb.ru