Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.5. Роль воспитательного коллектива в реализации целей социализации и воспитания ребенка

  Воспитательный коллектив объективно является микросредой, где происходит процесс организованной и управляемой социализации ребенка. Жизнедеятельность коллектива обеспечивает переживание его членам определенных социальных ролей, выступая базой накопления ими социального опыта, сферой самореализации и самоутверждения, т. е. создает возможности для развития ребенка. Воспитательный коллектив - микрофактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Следовательно, он определенным образом и в определенной мере влияет на реализацию целей социализации в целом и целей воспитания в частности. Мера влияния коллектива на реализацию целей зависит от многих условий, но в качестве доминирующих можно назвать следующие: уровень развития коллектива, его зрелость как сообщества взаимодействующих друг с другом личностей и значимость, ценность коллектива сверстников для ребенка. Рассмотрим цели социализации и воспитания и постараемся выделить роль воспитательного коллектива в их реализации.
  Социализация - это сложный процесс взаимодействия ребенка со множеством факторов. Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптации, индивидуализации, персонализации Одновременно они являются диалектически взаимосвязанными этапами социализации, которые проходит человек на протяжении всей жизни, взаимодействуя с окружающей средой.
  Процесс взаимодействия ребенка с коллективом как микрофактором социализации на этапе адаптации связан с его включенностью в систему межличностных отношений, осознанием им принадлежности к данной группе, своего статуса, социальной направленности и социальной позиции. Это составляет суть идентификации. Идентификация выступает психологической основой адаптации. Адаптированный к среде жизнедеятельности ребенок уже есть результат его собственных усилий; можно говорить об определенных положительных качествах коллектива, который создал условия для вхождения в него детей; результат усилий педагогов как агентов социализации по организации жизнедеятельности коллектива. Однако адаптированность не должна подменяться конформность ребенка — поступать, думать так же, как большинство представителей коллектива. Опасность состоит в том, что ребенок может привыкнуть поступать так постоянно, и тогда конформизм становится чертой его личности. У детей конформизм развит в большей степени, чем у взрослого, и конформные реакции составляют существенную часть поведения детей. В идеале результатом адаптации выступает личность:
  - осознавшая необходимость изменений в отношениях с коллективом и формирующая новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с ним;
  - усвоившая нормы и правила поведения деятельности и исполняющая определенные роли в коллективе; освоившая новые для себя социальные роли и позиции, значимые для самого ребенка и его товарищей.
  Следующий этап социализации - индивидуализация - характеризуется тем, что дети становятся интересными и полезными для членов коллектива; получают возможность реализовать собственные способности, социальные интересы и цели. Психологической основой индивидуализации выступает потребность отдельного ребенка в самоутверждении в глазах окружающих - своих сверстников, взрослых - и самореализации в целом, в результате которой он стремится обрести индивидуальность. Установка на индивидуализацию складывается еще в среднем дошкольном возрасте, но особенно острым и явным это стремление становится в отрочестве и юности.
  Конечным этапом социализации выступает персонализация - процесс обретения ребенком общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяющих самобытно выполнять определенные социальные роли, активно влиять на восприятие сверстниками, педагогами, родителями и другими людьми себя и оценку собственной личности и деятельности.
  А. В. Петровский, разработавший концепцию персонализации в отечественной науке, обосновал наличие у индивида особой социогеной потребности «быть личностью», т. е. потребность в персонализации. Исследователь определяет, что потребность в персонализации человек удовлетворяет через стремление включить свое «Я» в сознание, чувства и волю окружающих людей посредством активного участия в совместной деятельности. В ходе совместной деятельности он приобщает их к своим интересам и желаниям и, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет свою потребность в персонализации.
  Целью социализации выступает, следовательно, личность ребенка, обладающая отзывчивостью, открытостью для совершенствования; организаторскими способностями; направленностью на дело; самодостаточностью и самостоятельностью; общечеловеческими, общественно значимыми уникальными индивидуальными свойствами и качествами.
  Исследования этапов адаптации, индивидуализации и персонолизации социальным педагогом, их детальное изучение обеспечивает ему знание качества социализирующего влияния коллектива в целом и членов этого коллектива как его органической части на каждого ребенка.
  Названные этапы социализации, как показывают исследования, выступают диагностическими срезами. Так, на этапе адаптации объектами обследования выступают: степень осознания детьми социальных норм, принятых в данном коллективе; адекватное самоопределение, напряженность внутренней жизни; потребность общения с ребятами. На этапе индивидуализации объектами изучения становятся эмоциональная и рациональная способность к самоконтролю; ответственность, отзывчивость, предприимчивость, смелость как качества личности и свойства характера. Качествами, которыми должен обладать ребенок на этапе персонализации, являются отзывчивость; открытость; самостоятельность; организаторские способности; направленность на созидательную деятельность и т. п.
  Социализация предполагает не только сознательное усвоение ребенком норм, ценностей, стереотипов, готовых форм и способов коллективной жизни, способов взаимодействия с членами коллектива, адаптацию к нему, но и формирование в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками собственного стиля жизни и субъективного социального опыта. В процессе социализации ребенок усваивает как положительный, так и отрицательный опыт. В первом случае вероятность становления ребенка как субъекта развития более вероятна, во втором - отрицательный опыт (асоциальный, антисоциальный) превращает ребенка в жертву социализции, в управляемого объекта спонтанных и стихийных влияний.
  Определенную картину социализирующего влияния детского коллектива на ребенка дает социометрическое изучение межличностных отношений в нем.
  Методика социометрии направлена на изучение межличностных отношений в группе. Она позволяет определить неформальную структуру детской общности, систему внутренних симпатий и антипатий, выявить лидеров и «отверженных» членов группы Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам ребенок расположен к членам этого коллектива. Ниже приведено содержание и логика методики:
  Опросный лист
  Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы - их всего три
  1. Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы?
  2. Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды?
  3. Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости?
  После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!
  Обработка полученных результатов
  Результаты опроса заносятся в специальную социометрическую таблицу. В ней по вертикали в алфавитном порядке расположены имена тех школьников, которые совершают выбор, а по горизонтали в таком же алфавитном порядке - имена тех школьников, кого выбирают Просматривая по очереди все ответы школьников, вы заносите их в эту таблицу Например, школьник А. при ответе на первый вопрос выбрал Б., Г. и Е., при ответе на второй вопрос - Б., Ж. и 3., при ответе на третий - Б., Г. и Е. Все эти выборы школьника А. вы и должны отметить в таблице и так по анкетам всех школьников. Затем вы подсчитываете общее количество выборов, полученных каждым из школьников, и заносите получившееся у вас число в последнюю строку - под каждой фамилией В нашем случае самого школьника А его одноклассники выбрали 11 раз Эта цифра будет считаться его рейтингом
  Интерпретация полученных результатов
  Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их, можно сделать вывод о наличии в нем:
  - лидеров - авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги;
  - рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива — они имеют средние рейтинги;
  - одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом;
  - отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе, - они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1 —2 балла.
  Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе.
  Выявить влияние коллектива на развитие личности ребенка, определить, насколько дети удовлетворены своим коллективом, насколько они считают его сплоченным, можно через их оценку уровня развития своего коллектива. Приводимая ниже достаточно известная и неоднократно апробированная методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив» как раз и позволяет сформулировать такую оценку.
  Анализ идей разных исследователей целей воспитания в современной педагогике (О. С. Газман, Б. З. Вульфов, С. Д. Поляков, В. Д. Семенов, В. И. Слуцкий и др.) показывает, что цель воспитания должна быть одновременно прагматичной и гуманистичной. Прагматизм и гуманизм, составляющие суть усваиваемого подрастающим поколением опыта, образуют тот диалектический резонанс, который обеспечивает сохранение и совершенствование целостности человека и общества.
  Прагматическая цель воспитания есть обобщение и выражение потребностей общества в такой личности, которая преданна социуму, обеспечивает стабилизацию общества; созидая, накапливая свое и общественное благосостояние, защищая его, сохраняет традиции и историю народа; отбирает в свою жизнь то, что полезно данному обществу, «тем самым сохраняя все то полученное, что проявляется в быстротекущей жизни». Прагматический опыт обеспечивает человеку обладание качествами, помогающими ему жить среди людей. Это объективное условие жизнедеятельности, и отказываться от прагматической цели воспитания не только нецелесообразно, но и жестоко, ибо тогда воспитание априори формирует риск появления «ненужного», невостребованного окружающей средой человека.
  Гуманистическая цель воспитания заключается в воспитании ребенка как целостного существа: природного, социального, экзистенциального.
  По определению О.С. Газмана, ключевой характеристикой экзистенциального выступает «свободоспособность - способность к автономному, нонконформистскому существованию, способность самостоятельно, независимо (учитывая, но, преодолевая биологическую и социальную заданность) строить свою судьбу, отношения с миром, реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначение, осуществляя собственный индивидуальный (особый) выбор. Именно свободоспособность интегрирует человека как целое, позволяет ему выстраивать гармоничное существование.
  Ведущая идея воспитания в современном отечественном педагогическом знании гуманистична по своей сути - обеспечить развитие личности. Развитие - это процесс взаимосвязанных изменений в рациональной и эмоциональной сферах личности, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Самость и социумность - это сфера личностного проявления, глубоко взаимосвязанные полюсы направленности личности на себя (жизнь в себе) и на общество (жизнь в обществе) и соответственно две стороны самосозидания.
  Самость обусловливает развитие личности от самых простых моментов ее жизнедеятельности до сложных психологических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания. Социумность отражает в первую очередь социальный внешний план развития - восхождение личности к ценностям и нормам общества, степень ориентации в них, уровень приобретенных на их основе личностных качеств.
  Современная цель воспитания при ведущей идее - обеспечить развитие личности - интегрирует в себе прагматический и гуманистический опыт и большинством исследователей формулируется следующим образом: формирование личности нравственно и физически здоровой, готовой к самоопределению своего места в творческом преобразовании окружающего мира и саморазвитию.
  Одним из подходов к реализации современной цели воспитания является организация помощи детям в конструировании их самости и социумности. Конкретным методом выступает создание педагогически целесообразной ситуации выбора для самоопределения ребенка, для его самоутверждения.
  Коллектив выступает неким помощником педагога в создании ситуации выбора, но одновременно и педагог помогает коллективу конструировать и разворачивать множественные воспитательные ситуации для самоопределения каждого ребенка. Педагог может регулировать выбор ребят и тем самым актуализировать тот или иной мотив деятельности и поведения.
  Выбор всегда предполагает выработку и принятие решения. С них начинается самостоятельная и самодеятельная управленческая деятельность, персональная и коллективная ответственность за принятие решения и его выполнение. Самодеятельность есть деятельность по собственному почину, личной инициативе. Такая деятельность предполагает самовыражение личности и является средством самореализации. Самодеятельность возможна при достаточной самостоятельности. По определению В. Д. Иванова, самостоятельности абсолютной не бывает, так как жить в обществе и быть свободным, независимым от него нельзя. Поэтому целесообразно и правомерно говорить о необходимом уровне самостоятельности. В то же время самостоятельный - это человек, не находящийся в подчинении, осуществляющий что-либо своими силами, без посторонней помощи или руководства, — самоуправляющийся.
  Самодеятельность и творчество неразделимы, так как последнее есть не что иное, как самостоятельное созидание нового, оригинального. Философы подчеркивают, что в основе творчества лежит не создание нового вообще, а такого нового, которое социально значимо в соответствии с требованиями объективных закономерностей и имеет прогрессивное значение.
  Рассмотрение понятий самостоятельности, самодеятельности и самоуправления еще раз подчеркивает, что самость не может быть отделена от социумности, экзистенциальный опыт проявляет себя в социальном и наоборот.
  Во взаимодействии с коллективом педагог предстает с позиции воспитателя. Личностно - профессиональная позиция педагога как воспитателя - это способ реализации им собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
  По нашему глубокому убеждению выяснение личностно -профессиональной позиции воспитателя и должно быть началом исследования детского коллектива и его влияния на развитие ребенка. Доказана объективная зависимость уровня развития коллектива, стиля его жизнедеятельности, морали, самочувствия каждого ребенка в коллективе от ценностных профессиональных и личностных ориентации педагога. О. С. Газман определил это как очевидную проблему: несвободный учитель не может воспитать свободного ученика.
  Гуманистический характер личностно-професиональной позиции педагога как воспитателя определяется, во-первых, тем, насколько ценности гуманизма являются базовыми для педагога, а, во-вторых, тем, насколько адекватны ценностям избираемые педагогом формы, методы и средства воспитательной деятельности.
  Проблемы детей в процессе вхождения в социум проявляют себя в первую очередь в микросреде как микрофакторе социализации. Именно с влиянием многообразных социализирующих и воспитательных явлений микросреды на развитие ребенка по преимуществу имеет дело социальный педагог. Осуществляя поддержку и помощь ребенку как профессионально значимые функции, социальный педагог:
  - интегрирует усилия микросреды по обеспечению соблюдения основных прав детей, закрепленных в целом ряде государственных нормативных документов: Законе Российской Федерации «Об образовании», Основных направлениях социально­экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, Национальной доктрине образования в Российской Федерации и других документах;
  - формирует педагогически целесообразную социальную микросреду обитания ребенка, гармоничные социальные взаимоотношения в ней;
  - обеспечивает социально-педагогическое сопровождение личности;
  - создает условия на основе интеграции всех положительных сил микросоциума для сохранения положительных традиций, которые, как инвариант, выдержали все испытания временем и событиями и сохранили свою значимость до настоящего времени;
  - влияет на изменение ценностных ориентации семьи, общественной организации, группы детей и т. п. (вплоть до отказа от некоторых из них), которые не соответствуют общечеловеческим ценностям, идеалам развития личности ребенка;
  - осуществляет профилактику негативных социальных изменений личности ребенка и микросоциума, которые разрушают целостность ребенка и окружающих его людей;
  - противодействие антигуманным действиям, навязываемым детям взрослыми и сверстниками (насилие, терроризм и т. п.), социально-педагогической парадигмы является актуальной задачей не только ученых-исследователей, но и практических работников различных институтов социума, и прежде всего семьи и общеобразовательной школы.
  Развитие детей в современном противоречивом обществе предполагает постоянную корректировку реальной социально-педагогической ситуации, в которой осуществляется жизнедеятельность ребенка. При этом предполагается опережающий элемент подготовки новых поколений к изменяющимся условиям жизни общества. Предусматривается переход к управлению не детьми, а их отношениями: основным объектом изменения должна стать система общественных отношений на институциональном и социумном уровнях.

Список рекомендованной литературы

  1. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М.В. Шакурова. - М.: Академия, 2007. - 266 с
  2. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] : Учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред.: М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М: Академия, 2007. - 191 с.
  3. Гольцова Н.В. Педагогическая социология [Текст]: Учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2006. - 224с.
  4. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО / Авт.- сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2005. - 368с.
  5. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие: Рекомендовано УМО. - М.: Академия, 2005. - 388с.

 
© www.txtb.ru