Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Сущность понятия «методика» в теории, практике и образовательной сфере социальной педагогики

  Термин «методика» (от греч. слова methodike - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы) - один из самых масштабных в педагогической науке и относится к педагогике по организации учебно­воспитательного процесса в целом или его значительных составляющих. Понятие «методика работы социального педагога» имеет как минимум два толкования:
  - отрасль социально-педагогических знаний;
  - совокупность форм, средств, методов, приемов социально-педагогической деятельности.
  Основные задачи методики работы социального педагога:
  1. Разработка основных направлений, принципов, форм, средств, методов, приемов организации социально-педагогической работы с различными категориями подопечных, различными социальными группами;
  2. Разработка механизмов изучения, анализа, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта социально-педагогической работы в практику профессиональной деятельности социальных педагогов.
  Теория социально-педагогической работы обосновывает общепедагогические и психологические требования к организации профессионального социально­педагогического процесса. Теория относительно устойчива, консервативна.
  Практика социально-педагогической работы — это проведение реальными людьми в конкретных условиях целенаправленной системы социально-правовой защиты, социальной помощи людям, нуждающимся в ней. Практика более подвижна и изменчива, чем теория, хотя это не лишает ее устойчивых связей, зависимостей при всей многовариативности ситуаций и условий.
  Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:
  - диагностический - обобщение и осмысление конкретного социального опыта; апробация новаций, т.е. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;
  - конструктивный - определение пути реализации теоретических идей в массовой социальной практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социальной работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом - развитие индивидуального творчества каждого социально го педагога.
  Таким образом, назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:
  - определение цели социальной работы;
  - определение способов решения проблемы подопечного;
  - определение характера взаимоотношений социального педагога и подопечных.
  Форма социально-педагогической работы — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения социального педагога и его подопечных.
  Рассматриваются следующие формы:
  - индивидуальная социально-педагогическая работа;
  - групповая социально-педагогическая работа (с постоянным или меняющимся составом подопечных);
  - социально-педагогическая работа в микросоциуме.
  Право на существование имеет и попытка классифицировать формы организации социально-педагогической работы в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы подразделяются на группы:
  - психотерапевтического воздействия (трудотерапия, библиотерапия, арттерапия, музыкальная терапия, создание группы поддержки и др.);
  - пассивной социальной помощи (консультирование, патронаж, социальное обслуживание на дому и др.);
  - активной помощи (клубная и кружковая работа, участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе и т. д.).

 
© www.txtb.ru