Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.8. Пластика (позы и жесты)

  Все многообразие жестов, телодвижений и поз, имеющих коммуникационное значение, можно разделить на эмблемы, иллюстрации и манипуляции (Экман П., 1999).
  Эмблемами называют такие жесты и движения тела, которые выступают заменителями фраз, и их можно использовать вместо слов. Они без труда понимаются большинством людей, принадлежащих к данной культурной группе. Последнее следует подчеркнуть особенно, т. к. эмблемы могут нести различные смыслы в разных культурах. Хотя имеются некоторые жесты- эмблемы, которые одинаково трактуются во многих (но не во всех) культурах. Такой эмблемой, например, является пожатие плечами, что обозначает “не знаю”, “ничего не могу сделать”, “не понимаю” или “какая разница?”.
  По данным П. Экмана, в США широко используется около 60 эмблем. Общеупотребимыми в североамериканской культуре являются такие жесты-эмблемы, как: помахивание рукой в знак приветствия; палец, положенный на палец, - “стыдись”; выставленный средний палец на выброшенной вперед руке - “имел я тебя” или “засунь себе...”.
  Некоторые эмблемы, используемые американцами, например вертикальный кивок головой - “да” (согласие), горизонтальное покачивание головой - “нет” (несогласие), подзывающее движение рукой, приставление ладони к уху как просьба говорить громче, имеют аналогичное значение и в российской культуре. А вот российская эмблема “кукиш”, хоть и мало похожа на американское выставление среднего пальца, тем не менее, близка ему по смыслу.
  О том, как сильно изменяются от культуры к культуре значения одних и тех же эмблем и какие это может иметь неприятные последствия, можно судить хотя бы на примере такого жеста, как кольцо, образуемое большим и указательным пальцами. Если в США этот жест изображает начальную букву аббревиатуры ОК, что означает “хорошо”, “порядок”, то во Франции эта эмблема имеет почти прямо противоположное значение - “ноль”, “ничего”, “ничего хорошего или стоящего”. А вот в средиземноморье и на Среднем Востоке этот же знак имеет непристойный смысл, в частности намек на гомосексуальные сношения (Пиз А., 1992). Поэтому, чтобы избежать непонимания, обид, недоразумений или даже конфликтов, имеет смысл, общаясь с представителями других культур, не использовать жесты-эмблемы, да и вообще меньше размахивать руками.
  Это тем более необходимо помнить, если учесть, что помимо общеизвестных в каждой данной культуре жестов существуют свои региональные эмблематические словари внутри страны, а также специфические жесты-эмблемы небольших, в том числе и субкультурных групп: футбольных и музыкальных фанатов, наркоманов, гомосексуалистов, уголовников и т. д.
  Эмблемы, как правило, используются намеренно, специально, хотя бывают и исключения. Подобно тому, как случаются оговорки в речи (З. Фрейд посвятил им целую книгу “Психопатология обыденной жизни”), люди иногда допускают промахи и в телодвижениях. В этом случае бессознательное использование жестов-эмблем выдает информацию, которую человек пытался скрыть. Два признака могут служить показателем того, что человек “проговорился” телом, допустив промах. Первый - эмблема выполняется не полностью, а фрагментарно. Например, затруднение, беспомощность могут быть невольно проде­монстрированы поднятием лишь одного плеча вместо обоих с разведением рук ладонями вверх, как это делается в полной эмблеме. Второй - жест эмблемы выполняется не в привычной позиции. Как правило, эмблемы демонстрируются прямо перед собой между талией и областью шеи, при “оговорках” же эмблема никогда не предъявляется в привычной позиции.
  Телодвижения и жесты, которые непосредственно связаны с речью, поскольку иллюстрируют ее, называются иллюстрациями, или жестами-иллюстраторами. Свою речь люди, как правило, иллюстрируют руками, хотя для этого могут использоваться мимика, ноги, да и все тело в целом. Сопровождая речь, люди могут жестами делать ударения, подчеркивать слова или фразы, чертить в воздухе рукой, следя за ходом мысли и т. д.
  Обычно к иллюстрациям люди прибегают в тех случаях, когда пытаются объяснить нечто такое, что трудно сразу выразить словами. Или же когда затрудняются в выборе нужного слова. Человек тогда может щелкать пальцами или пытаться как бы выхватить что-то из воздуха, как будто необходимое слово, определение или мысль находятся именно там. Все это сообщает собеседнику, что идет поиск нужных средств выражения. Возможно также, что иллюстрации помогают людям организовать плавное, осмысленное течение речи. Чем больше человек возбужден (расстроен, обрадован, взволнован, напуган), тем больше он прибегает к помощи иллюстраций. И наоборот, снижение эмоциональной вовлеченности, угасание интереса, скука, грусть приводят к уменьшению использования жестов-иллюстраторов. Поэтому, если человек изображает радость, энтузиазм, а то и заботу или сопереживание, и при этом не сопровождает свою речь иллюстрациями, то, скорее всего, он просто притворяется радостным, озабоченным или сопереживающим.
  Кроме того, число иллюстраций резко снижается, когда человек говорит нерешительно, осторожно, взвешенно, предварительно обдумывая сказанное.
  Использование иллюстрирующей жестикуляции в западном обществе не всегда оценивалось однозначно. В одни исторические эпохи иллюстрирование речи жестами считалось в высших классах “хорошим тоном”, в другие же, наоборот, - признаком невоспитанности, неотесанности.
  В 30-е годы ХХ столетия, когда в Германии к власти пришли фашисты, сторонники теории расового неравенства активно пропагандировали идею о том, что оживленная жестикуляция, сопровождающая речь, свойственна лишь низшим расам - цыганам и евреям. А сама склонность к интенсивной жестикуляции является врожденным признаком “расовой неполноценности”, высшая же, арийская, раса отличается, якобы, сдержанностью в использовании иллюстраций.
  Специальное исследование Давида Эфрона (кстати, вообще первое исследование жестов-иллюстраторов) показало, во-первых, что интенсивность иллюстрирующей жестикуляции обусловлена культурными, а не расовыми особенностями, и поэтому является не врожденным, а приобретенным качеством. И, во-вторых, что люди различных культур применяют разные типы иллюстраций. И даже в пределах одной культуры и нации люди различаются как типами жестов- иллюстраторов, так и интенсивностью их использования. Одни иллюстрируют много, другие - мало. Так что кроме культурных особенностей на характер и интенсивность использования иллюстраций влияют также личностные особенности человека, его статус и гендерная принадлежность.
  Помимо этого не нужно забывать, что ораторское искусство во многом связано с умением иллюстрировать свою речь жестами.
  Таким образом, как эмблемы, так и иллюстрации являются национально и культурно обусловленными средствами невербальной коммуникации. В этом их сходство (Экман П., 1999).
  Основное же различие между жестами-эмблемами и иллюстраторами заключается в том, что эмблемы заменяют слова в тех случаях, когда люди в силу каких-то причин не могут говорить, а иллюстрации сами по себе не имеют смыслового значения, если их рассматривать отдельно от речи и слов. Не слыша слов и наблюдая лишь иллюстрации, смысла сказанного не понять.
  Манипуляции - еще одна разновидность телодвижений, несущих определенную смысловую нагрузку в процессе общения. К ним относятся все те движения, которыми отряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют, ковыряют, чешут какую-либо часть тела или совершают иные действия с ней. Как правило, манипуляции совершаются рукой или руками, а объектами выступают волосы (усы, борода), лицо, нос, уши или промежность. Покусывание губ, постукивание пальцами или ногой, беспричинное гримасничанье, выпячивание губ, надувание щек или подпирание их языком - все это тоже манипуляции. И, наконец, люди часто манипулируют попавшими под руку предметами - карандашами, ручками, стаканами, коробком спичек и т. д. (Экман П., 1999).
  Манипулирование может быть как коротким, так и продолжительным, как едва заметным, так и явно выраженным. Иногда оно имеет характер рационального, целенаправленного действия. К таковым можно отнести, якобы, приведение в порядок прически (манипуляция с волосами), прочищение уха или носа, почесывание.
  По большей части манипуляции совершаются бессознательно. Правда, лишь до тех пор, пока они не становятся предметом внимания со стороны окружающих. Заметив это, человек, как правило, начинает осознавать свои действия и на какое-то время удерживает себя от манипулирования. Ведь манипуляции, особенно некоторые виды, считаются неприличными. Но, как полагает Экман, никакие старания не в состоянии помочь большинству людей отказаться от их бездумных действий надолго.
  О чем свидетельствуют манипуляции? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. С одной стороны, имеются экспериментально подтвержденные данные, что манипуляции свидетельствуют о состоянии дискомфорта. Беспокойные движения - почесывания, сдавливание, ковыряние, отряхивание и т. д. - становятся интенсивнее по мере увеличения любого дискомфорта.
  С другой стороны, Экман считает, что большое количество манипуляций может говорить о прямо противоположном - о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии. Ведь в этом случае человек раскрепощается, перестает беспокоиться о приличиях, а значит, и сдерживаться, контролировать себя. Таким образом, манипуляции могут быть как признаком дискомфорта (например, в официальной или вообще тревожной обстановке), так и наоборот, - свидетельством спокойного, расслабленного состояния человека.
  Вместе с тем, остается неясным вопрос о том, почему некоторые люди отдают предпочтение одним видам манипуляции, а другие - другим? Почему одни склонны к пощипыванию, а другие к почесыванию? Чем объяснить, что кто-то чешет руку, кто-то - нос, кто- то щеку, кто-то крутит кольцо на пальце или наматывает на руку края одежды? Почему, наконец, у одних имеются “любимые” манипуляции, свойственные только им, а у других их нет, но зато у них имеется набор манипуляционных движений, используемых от случая к случаю?
  Возможно, на некоторые из этих вопросов могут дать ответ теории глубинной психологии, но для этого требуются соответствующие исследования. Правда, как известно, эти теории с трудом поддаются операционализации, и поэтому их экспериментальное использование затруднено.
  Телодвижения и жесты выступают не только в качестве заместителей или иллюстраторов речи. Они могут также служить показателем того, какого рода взаимоотношения связывают людей. Наиболее отчетливо это проявляется в общении людей с различными социальными статусами. Человек с высоким статусом ведет себя и выглядит более свободно, раскованно: руки и ноги держит асимметрично, его тело отклонено назад. Низкостатусный человек держит себя более скромно: тело его выпрямлено, ноги сведены вместе, руки вытянуты вдоль тела.
  По тому же типу, что и статусные различия, проявляются и воспринимаются гендерные различия, что, как уже отмечалось выше, можно объяснить различиями в процессе социализации мальчиков и девочек. Мужчины, как правило, держат себя более свободно, в то время как женщины принимают закрытые позиции, что характерно для низкостатусных индивидов.
  Кроме того, позы и положение тела могут служить индикаторами симпатии или антипатии. Люди, испытывающие взаимную приязнь, обычно во время общения склоняются друг к другу, тела их стремятся занять положение, ориентированное по направлению к собеседнику. К тому же симпатизирующие друг другу люди держат себя свободно и непосредственно. Эти и другие признаки легко распознаются и могут вызвать либо ответную симпатию, либо антипатию у партнеров по общению (Ниренберг Д., Калеро Г., 1990).
  Рей Бёдвистелл (1978) попытался систематизировать движения тела, производимые человеком во время общения. Он разработал классификацию телодвижений, названную им кинетикой (kinesics) по аналогии с лингвистической системой, применяемой для исследования языка. Основываясь на обширных наблюдениях, Бёдвистелл пришел к выводу, что можно выделить 50 или 60 основных классов телодвижений, которые формируют основу невербального “языка тела”. Базовые единицы этого языка, воспроизводимые одновременно, образуют значения, подобно тому, как произнесение звуков создает слова, передающие смыслы и значения (Штангель А., 1986).
  Тем не менее, до сих пор остается открытым вопрос: могут ли телодвижения служить полностью самостоятельным языком или в общении они являются лишь вспомогательным средством, дополняющим и усиливающим воздействие речи? Хотя, с другой стороны, в некоторых видах искусства, например в балете, пантомиме или классическом индийском танце телодвижения и жесты способны полностью заменять язык слов и передавать определенный смысловой континуум без использования речи. Правда, это довольно специфические виды коммуникации, и поэтому навряд ли “язык тела” в обозримом будущем сможет стать хоть в какой-то мере заменителем или аналогом обычной человеческой речи.


 
© www.txtb.ru