Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Массы естественные и искусственные

  Прежде всего, отметим, что Тард дает иную, нежели Лебон, классификацию масс. Если Лебон выделяет массы разнородные и однородные, что позволяет ему говорить о различной степени сплоченности толп, но не о качественном их отличии, то Тард берет иное основание для их классификации. Он делит массы на естественные и искусственные, и это дает ему возможность разделить их по существу, то есть качественно. При этом естественные массы, согласно Тарду, возникают стихийно и отличаются спонтанностью, анархичностью и быстротечностью. В то же время искусственные массы знаменуют собой переход от аморфного состояния толпы к состоянию структуриро-ванному, они отличаются организованностью и дисциплиной.
  Что касается стихийных толп, то взгляды Тарда и Лебона на них во многом совпадают. Тард характеризует их следующим образом: безответственность, нетерпимость, спесь, иллюзия всемогущества, болезнен-ная восприимчивость, утрата чувства меры, крайности, преувеличенные, взаимно подогреваемые эмоции. То есть, по мнению Тарда, психологические проявления толпы демонстрируют явную, очевидную патологию. Поэтому он сравнивает поведение масс с поведением пациента психиатрической клиники. Тард, как и Лебон, считает, что у стихийных толп женская природа, хотя массы в большинстве своем состоят из мужчин. Но мужчины в толпах ведут себя как женщины. Они эмоционально неустойчивы, у них происходит быстрая смена настроения, наблюдается коллективная истерия. Одним словом, мужская масса демонстрирует женские качества, в ней у мужчин происходит изменение гендерно-ролевой позиции.
  Срок существования естественных стихийных масс, по мнению Тарда, недолгий. Затем они либо распадаются, рассеиваются, либо превращаются в стабильные, организованные массы. Теория искусственных масс позволяет Тарду, с одной стороны, предельно расширить понятие масс, а с другой — объяснить с позиции психологии масс генезис, развитие и динамику всех общественных институтов от семьи до государства и общества включительно. Ведь все социальные организации и учреждения есть ни что иное, как искусственные массы, возникшие из масс стихийных или естественных. Таким образом, общество в целом не только произошло от масс, но и само существует в виде конгломерата естественных и искусственных масс.
  Из этого положения Тарда напрашивается простой и вполне логичный вывод о том, что психология масс — это наука, изучающая не только и не столько частный случай стихийных сборищ, сколько общество в целом. И поэтому психология масс должна стать, как мы сказали бы сегодня, общесоциологической теорией, т. е. основополагающей, наиболее фундаментальной наукой об обществе. Следовательно, согласно Тарду, законы психологии являются определяющими или первичными в отношении законов социологических, политических, исторических и прочих обществоведческих законов.
  Итак, государство и общество в целом как предельный случай искусственных организованных масс, возникает из естественных, стихийных толп. Формирование из аморфной толпы любой организованной массы проходит через ряд промежуточных стадий. Первоначально формируются небольшие корпорации, которые затем трансформируются в обширные, всепроникающие организации. Типичным примером в этом отношении может служить превращение религиозных масс, где первоначально возникают разрозненные монастыри, которые затем, в конечном итоге, трансформируются в мощную искусственную массу — церковь. Искусственные, организованные массы отличаются от естественных наличием иерархии и дисциплины. Но есть в них и такой элемент, который роднит массы искусственные и естественные. Таким элементом являются общие верования.

 
© www.txtb.ru