Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 2. Становление Московского централизованного государства

  На третьем, завершающем этапе эпохи политической раздробленности (начало XIV - начало XVI вв.) сформировались новые крупные объединения русских земель. Большая часть бывшей Киевской Руси в конце XIV- начале XV вв. оказалась под влиянием литовской династии и сохранила или получила свободу от ига, но была вовлечена в бесконечные войны. С другой стороны, разорённая и обессилившая Северо-Восточная Русь, Великое Владимирское княжение, оставалась в зависимости от Орды.
  Расширение литовского государства шло во многом за счёт русских земель. При Гедимине (1316-1341) в состав Литвы вошли Туровское, Пинское, Витебское княжества, и перед его смертью русские области составляли уже больше двух третей всей территории. К концу XIV в. уже девять десятых всей территории состояли из русских земель, которые охотно на федеративной основе входили в состав Литвы, поскольку это избавляло от власти татар. До начала XV в. русское население не знало никакого религиозного или национального притеснения, никакой ломки привычного жизненного уклада. Литовские князья Гедиминовичи последовательно об- русевали. Однако в 1386 г. князь Ягайло вступил в брак с юной королевой Польши Ядвигой, став, таким образом, польским королём. Условием брака было принятие им католичества и обязательство латинизировать всё своё государство. Хоть и не сразу, но со временем (с середины XV века) его потомки действительно начали проводить политику латинизации и притеснения православных. Все политические и экономические права и привилегии закреплялись за католиками. Только аристократы католики могли занимать высокие должности в государстве и избирать великого князя. Литва становилась аристократическим католическим государством польского образца и, значит, чужой и враждебной для русской части населения.
  Государственность на Северо-востоке развивалась в условиях постоянного давления извне и подвижности населения в поисках безопасности. В первой половине XV в. был достигнут пик дробления земель: например, во Владимиро-Суздальской земле насчитывалось более 100 княжеств. Власть и управление представляли здесь многоступенчатую, сложную организацию, иерархию во главе с великим князем, стоявшим над удельными князьями, которые руководили служилыми князьями, потерявшими права удельных, и боярами. Политический строй усложнился, но не особенно изменился в сравнении с XI - XIII вв. Великий князь был верховным собственником земли, высшей судебной и административной властью. Власть великого князя Владимирского оставалась по преимуществу военнополитической. Удельные князья во время военных походов обязаны были становиться под его знамёна и не имели права вести самостоятельную внешнюю политику, оставаясь в остальном свободными и независимыми, их взаимоотношения регулировались договорами, которые гарантировали неприкосновенность их владений и доходов.
  Законосовещательным органом при князе оставалась Боярская дума, включавшая церковных иерархов, в ней влиятельнейшей фигурой был тысяцкий - глава городского ополчения. Города и волости управлялись по принципу кормлений. Особенностью русской службы было отсутствие связи служебного кормления с землевладением. Кормления давались на очень короткие сроки и не наследственно. В стремлении удержать работников на своей земле князья ограничивали право свободного перехода крестьян определёнными днями в году: во многих землях это был Юрьев день (26 ноября). Сам переход осуществлялся в течение нескольких дней до и после указанного срока.
  Значение великого княжения владимирского как ядра СевероВосточной Руси на протяжение XIV в. постепенно формализовалось и утрачивалось. К тому было несколько причин.
  Во-первых, в условиях постоянной угрозы нашествий монголов в более безопасных районах формировались новые центры экономической и политической жизни. Началось возвышение новых городов - Москвы, Твери, Костромы, Нижнего Новгорода, возникали новые княжества. Здесь быстрее восстанавливалось хозяйство, правда, на иной, сельскохозяйственной основе, где торговля и город только восполняли экономику, возрождались ремесла, особенно военное (артиллерия), каменное строительство. Сюда стекалось население из неспокойных районов. Приток населения, безопасность и удобство внутренней торговли позволили к середине XIV в. значительно усилиться Московскому, Тверскому, Суздальско- Нижегородскому и Рязанскому княжествам.
  Во-вторых, в XIV в. изменился порядок получения ярлыков на княжение. По началу только великий князь был представителем всех русских перед ханом. Ему же передавали свой взнос в ханскую казну удельные. Теперь система распространилась на уделы и превратилась из политически значимого явления в акт купли-продажи. Ярлык, в том числе на великое княжение, в XIV в. получал тот, кто мог дать больший «выход» вне зависимости от права старшинства.
  «Новички» вступили в борьбу за политическое главенство на Руси. Победа достигалась сосредоточением владений в руках сильного князя, материальным его усилением. Военные возможности обеспечивались экономическими.
  Среди обстоятельств, способствующих возвышению Москвы, главным был прилив населения из других районов Руси, прежде всего окружающих её земель. Здесь не было междоусобий и бедствий от татарских погромов. Прилив населения обеспечивал богатство московского князя и возможность исправно выплачивать дань. По этой причине ханы способствовали новым московским приобретениям. Население поддерживало московских князей, они были богаче и гарантировали безопасность, московское боярство дружило со своим князем.
  Огромное значение имели личные качества московских правителей. Они были князьями-собирателями, всеми возможными способами (покупка, захват, мена, ярлык) приобретая новые владения. Крайняя степень политического дробления обуславливала слабое противодействие Москве со стороны других княжеств. Москва легко захватывала одно княжество за другим. Московских князей от всех остальных отличало то, что они, разделяя, как и все, уделы между сыновьями, стали последовательно увеличивать старший удел. Приобретение всё новой собственности позволяло это делать. Иван Данилович Калита (1325-1340) помимо ярлыка на совместное великое княжение с суздальским князем получил и право сбора дани и доставки её в Орду. Это способствовало окончательной ликвидации системы баскачества и накоплению средств в Московском княжестве. Калита присоединил к Москве - часто не прибегая к помощи оружия - такое количество новых земель, что уже его сын Семён Иванович претендовал на титул великого князя «всея Руси» и получил прозвище Гордый. Важнейшим успехом Калиты стало сотрудничество с церковью: митрополит Пётр перенёс свою резиденцию из Владимира в Москву в 1326 г., сделав её церковным центром Руси.
  С 60-х гг. XIV в. началась борьба между внуком Калиты Дмитрием Ивановичем (1359-1389) и тверским князем Михаилом Александровичем, союзничавшим с великим князем литовским Ольгердом, завершившаяся отказом Тверского князя от притязаний на великое княжение, признанием им старейшинства Московского князя, обязательства не вступать без его ведома в сношения с Ордой и Литвой и помогать московскому князю в борьбе с его врагами. Такие же договоры были заключены с рязанскими и другими князьями.
  В XIV в. на Руси произошли важные перемены в отношении к монгольскому господству. С принятием ханом Узбеком (1313-1341) ислама исчерпалась ситуация конфессиональной нейтральности. Иго перестало быть приемлемым для Руси. С этого момента начала формироваться общая идея освобождения от ига. Успех борьбы за национальную независимость обеспечил усиление русских земель и ослабление Золотой Орды, которая уже с конца 50-х гг. XIV в. начала постепенно распадаться. Этот процесс был временно приостановлен Мамаем, (властвовал в степях с 1361 г), поставившим задачу восстановления прежней власти над Русью, разгромив Москву. Мамай начал готовить большой поход. Но теперь на Руси борьба с монголами воспринималась как борьба против антихристианского нашествия - благословение на предстоящую битву дал Сергий Радонежский.
  Хорошо организованная разведка известила Дмитрия Ивановича о планах Мамая и он действовал на опережение. Русские переправились через Дон и расположились на Куликовом поле в излучине реки Непрядвы, чтобы монголы не могли обойти их с флангов с тыла. В стороне в дубраве поместили засадный полк. 8 сентября 1380 г. состоялась кровопролитная, тяжёлая битва, закончившаяся беспорядочным бегством монголов. Это поражение было роковым для Мамая. Он бежал в Кафу, где вскоре был убит. Дмитрий Иванович же получил прозвище Донского. Орда, потерпевшая столь сокрушительное поражение и изрядно ослабевшая, была вынуждена признать главенство Москвы на Руси. Дмитрий Донской передал по завещанию как «отчину» московских князей сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) великое княжение Владимирское. Московское и великое княжение слились, а хан утратил право распоряжаться собственностью московских князей. После этого объединения начался быстрый рост Московского княжества, который носил уже характер государственного объединения русских земель. Победа на Куликовом поле означала качественное изменение в политике собирания земель. Если для Ивана Калиты оно было по большей части прагматической задачей, то уже для Дмитрия Донского - освободительной, освящённой христианской верой.
  Вторая четверть XV в. ознаменовалась попыткой воспроизвести удельную систему, противостоять московской централизации. Попытка эта оказалась неудачной, коалиция удельных князей потерпела поражение, а новгородское вече лишилось законодательной власти и была признана политическая зависимость Новгорода от Москвы.
  Завершающий этап объединительного процесса длился примерно 50 лет и олицетворялся главным образом княжением Ивана III Васильевича (1462-1505). Его политику в полной мере продолжил сын Василий III Иванович (1505-1533). Этот период отличается сознательным стремлением Ивана III к установлению единодержавия.
  При Иване III собирательная деятельность приобрела грандиозные масштабы - под властью Москвы объединились весь бассейн Десны, Сейма и Верхней Оки, города и волости из состава Чернигово-Северской, Смоленской, Полоцкой, Витебской земель. В 1485 г. после двухдневного сопротивления Москве сдалась Тверь. В 1489 г. была присоединена Вятская земля и нерусские народы Севера и Северо-Востока. При Василии III в 1510 г. прекратила своё существование Псковская республика, часть бояр и купцов была переселена в центральные земли. В 1521 г. формально подчинилось Москве Рязанское княжество, которое фактически уже давно утратило самостоятельность.
  В отношениях с Литвой Иван III действовал последовательно и жёстко. Москва неоднократно выражала недовольство литовскому правительству по поводу притеснения православных, а в конце XV в. московский князь взялся за оружие. В 1494 г. в результате военного столкновения Москве отошли земли в районе верхней Оки и город Вязьма. Мелкие владетели добровольно переходили к Москве. Срединные и западнорусские земли в составе литовского государства также хотели присоединения к Москве. В результате войн 1507-1508 гг. и 1514 -1522 гг. Литва была вынуждена заключить с Россией «вечный мир» и признать её права на земли, отошедшие от Литовского княжества, в том числе Смоленск.
  В княжение Ивана III Русь окончательно избавилась от монголотатарского ига. Это произошло в 1480 г. Ахмат-хан в союзе с польско- литовским королём Казимиром IV вторглись в русские земли, чтобы заставить вновь платить дань (Москва не делала этого уже несколько лет). Иван III заключил союз с крымским ханом Менгли-Гиреем, который вторгся во владения Казимира, не дав ему соединиться с Ахмад-ханом. В итоге тот так и не решился вступить в сражение: постояв на берегу реки Угры, монголо-татарские войска ушли. В течение своего дальнейшего правления Иван III продолжал бороться с остатками Орды.
  Уничтожение удельного порядка осуществлялось разными способами параллельно с политикой воссоединения русских земель.
  Следуя тактике прежних московских правителей, Иван III расширял преимущество старшего сына над младшими. Старшего сына Василия по примеру греческих царей поставил «государем всея Руси» сам митрополит.
  При Иване III и Василии III служба связывалась с вотчиной. Новые вотчины раздавались только вместе со службой. Бояре подписывали клятвенные грамоты о верности великому князю, развивалась практика «опал» на бояр, конфискаций их вотчин, отстранения их от службы. Возвышению великокняжеской власти способствовало и то, что с воссоединением земель усложнился состав знати. Старая московская знать должна была потесниться в пользу влившейся в неё аристократии из других земель. Другим эффективным средством уничтожения удельности было распространение помещичьего дворянского землевладения. Всё это заложило основу для изживания договорных отношений, которые сменялись отношениями подданства.
  В конце XV в. начался новый этап государственного развития. Политический строй московского государства преобразовывался в самодержавный.
  При великом князе постоянно действовал совет знати - Боярская Дума, состоявшая первоначально примерно из 20 человек. В дополнение к ней в дальнейшем сложилась «ближняя дума». В отличие от прежней эпохи думцы оставались только советниками. И в Думе, и в сфере государственного управления утвердилась местническая организация: должности занимались в соответствии со знатностью происхождения, близостью к великому князю, давностью службы. Высшее положение закреплялось за потомками Рюрика и Гедимина.
  Функциональные органы управления отделились от дворцового хозяйства. Из старинного органа дворцового управления Большого дворца и Казны в начале XVI в. выделились приказы. Эти специальные бюрократические учреждения, дворцовые и общегосударственные, функциональные и территориальные, ведали разными направлениями государственного управления - судебными, финансовыми, земельными, военными делами. Приказы также собирали налоги и пошлины. Границы полномочий часто пересекались. В приказах формировался новый слой чиновников- профессионалов незнатного происхождения.
  Была унифицирована административно-судебная деятельность. В 1497 г. был издан единый свод законов - Судебник. Среди прочего он определял общий для всех срок перехода крестьян - Юрьев день осенний (26 ноября), за неделю и после с выплатой пожилого. Были ограничены источники холопства. Холопами не могли стать горожане.
  Управление на местах осуществлялось через бояр-наместников. Все чиновники оставались кормленщиками.
  Расширялись внешние контакты. Уже при Василии II иноземные придворные (особенно итальянцы, греки) не были новостью для Московии.
  Иван III широко открыл двери иностранцам, понимая, что за время монголо-татарского ига Русь отстала в области техники. Иностранные мастера строили крепости, дворцы, отливали пушки, чеканили деньги. Медицина была в руках немцев. Европейцы были особенно заинтересованы в активности Москвы после падения Константинополя. Рим, Венеция, Венгрия, Неаполитанское королевство желали получить Ивана в союзники, организовать большой поход на турок, вернуть Константинополь в лоно христианства, вовлечь в этот союз татар. В союзе с Россией были заинтересованы Венгрия для борьбы с Польшей, Дания для борьбы со Швецией. Результатом сложной европейской дипломатической комбинации стал брак с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего византийского императора, нашедшей убежище в Риме. Римский престол помимо прочего рассчитывал использовать этот брак для латинизации московитов и распространения на Московию Флорентийской унии (в 1439 г. под натиском турок в надежде на поддержку константинопольская патриархия заключила с Римом унию (договор), формально объединившую две ветви христианской церкви на условиях подчинения греко-православной церкви римско- католической. На Руси унию не признали и сместили грека-митрополита, её подписавшего), однако эти надежды не оправдались.
  С падением Византии центр православного мира переместился в Москву. Брак с византийской царевной делал Московского князя преемником византийских императоров. Москва переняла символы византийской власти - двуглавый орёл стал государственным гербом, московский князь принял титул «царя», был введён обряд венчания на царство, особые внешние признаки великокняжеского достоинства. С конца XV в. стал использоваться термин Россия, заимствованный из Византии.
  Идейные истоки Московского государства содержались и в древнерусской традиции. Его становление понималось и как возрождение изначального единства Русской земли, и как преемственность великокняжеских столов (Киев - Владимир - Москва), и в деяниях князей (Владимир Святой - Александр Невский - Даниил Московский - Иван III). То есть преемство Царьград - Москва осуществлялось через всех прародителей, включая языческих князей.
  В княжение Василия III началось оформление официальной идеологии обновлённой русской государственности. В 1510-1511 гг. монах Псковского Елиазарова монастыря Филофей в послании к Василию III сформулировал идею «Москва - Третий Рим». Её главный смысл состоял в определении источника истинной власти и исторического предназначения русской державы. По мысли Филофея, Рим языческий обожествил самого себя в лице кесаря и пал под ударами варваров. Второй Рим - Византия, пошёл на согласие с католиками и пал под ударами мусульман. Третий Рим - Москва, последний, так как сознательно подчинил себя высшей власти (нет иной власти, кроме как от Бога) и принял обязанность охранять православие.

 
© www.txtb.ru