|
§ 1. Введение в русскую историю
Древнерусское государство Киевская Русь является неотъемлемой частью мира европейского средневековья. Эта эпоха имеет в своём основании ряд больших исторических процессов. Первый - это процесс теснейшего в разных формах взаимодействия Римской империи с окружавшим её варварским миром. Со своими непосредственными соседями германцами и славянами Римская империя находилась в отношениях взаимных вторжений, впрочем, используя варваров на государственной службе и в качестве наёмников в римской армии. Мир варваров на протяжении нескольких столетий имел возможности как к усвоению ценностей и стандартов мира римлян, так и к проникновению в этот мир и влиянию на него. Таким образом, исподволь, неощутимо для обеих сторон закладывались основы для нового исторического синтеза. Вторым большим историческим процессом было усвоение Римской империей христианства, мировой религии, в отличие от полисных языческих верований, не признающей этнических, социально-правовых и прочих барьеров. В 381 г. христианство было провозглашено государственной религией. Варвары вслед за ней воспринимали новую веру и становились, таким образом, органичной и равновеликой частью римского мира. Третий большой исторический процесс - это так называемое Великое переселение народов в IV-VII вв., имевшее гибельные последствия для Западной Римской империи. Многочисленные и разрушительные вторжения привели к прекращению в 476 г. императорской власти в Риме. Основанные на территории империи варварские королевства легко распадались, перегруппировывались, меняли географическое положение, то есть были протогосударственными образованиями, зачастую, лишь военнополитическими племенными союзами. Четвёртый большой процесс- это территориальный, экономический и идейный раскол Римской империи, произошедший в 395г. когда империя раскололась на две независимые друг от друга части - Рим и Византию. Для формирования облика средневековой Европы было важно с какой частью разделённой Империи взаимодействовали разные варварские народы и характером какого варварского племени пополнились в процессе взаимодействия стороны-оппоненты. Наследники оказались втянуты в идейное и политическое противостояние между Римом и Константинополем. Погибшая в 476 г., но реанимированная практикой варварских королей - с одной стороны, и живая часть империи - с другой, отстаивали права преемственности и первенства. Из противостояния между первым и вторым Римом (Константинополем) выросла церковная схизма. Раскол (схизма) был очевиден уже в VIII-IX вв., но формально состоялся в 1054 г. Наконец, пятый процесс - это начавшаяся в первой половине VII в. арабская исламская экспансия на Ближнем Востоке и, с начала VIII в. в Европе. К 714 г. арабами была завоёвана Испания, за исключением маленькой области Астурии на северо-западе Пиренейского полуострова. Они перешли Пиренеи, захватили города на юго-западе Г аллии и составили серьёзную угрозу франкскому королевству. Для предотвращения угрозы вторжения мажордом (управитель королевского имущества) франкского государства Карл Мартелл (молот) провёл так называемую бенефициальную реформу. Из государственного фонда и конфискованных у церкви земель потенциальным воинам раздавались бенефиции (благодеяние) - земельные владения с крестьянами, доход от которых позволил бы их владельцам приобретать коней и вооружение. Владения были пожизненными и условными, а условием для их получения была клятва личной верности и обязательство нести военную службу. Реформа оказалась удачной, и в результате победы франков в битве при Пуатье в 732 г. арабское нашествие на Европу было остановлено. Постепенно действие бенефициальной реформы расширялось, и со временем всё общество и государство оказались связаны отношениями службы и личной верности вассалов с сеньорами и последних с королём-сюзереном. Таким образом, арабский натиск инициировал складывание в Западной Европе особого типа экономических, социально-политических и правовых отношений, который получил название феодализма - военизированной системы непосредственных вассально-сеньориальных связей, отношений личной верности и условного владения. В экономике же феодализм - это корпоративная, наследственная по принципу майората (от отца старшему сыну), условная земельная собственность при господстве натурального хозяйства. Крестьянин производитель выступал здесь в качестве держателя земли феодала с выплатой ему ренты и утратой значительной доли личной свободы. Достоверные свидетельства о славянах и как о самостоятельной этнической группе в большой семье европейских варварских народов и как об активных участниках Великого переселения относятся к началу VI в. Славяне были осёдлыми земледельцами, а также хорошо владели ремёслами. Хозяйство дополнялось коневодством и скотоводством в степных районах, охотой, пчеловодством - в лесных. Процесс расселения для славянской культуры - это, прежде всего, земледельческая колонизация. Как и у других варварских народов Европы, основой хозяйственной и социальной славянской организации была община свободных земледель- цев-воинов с соответствующим ей институтом общинного народовластия. Племена-общины объединялись в протогосударственные объединения - союзы племён, а те, в свою очередь, в более внушительные объединения, имевшие целью в равной степени оборону и наступательные войны. Эти суперсоюзы или союзы военно-территориальных союзов племён объединялись надплеменной социально-политической организацией и публичной властью верховных вождей (в византийских источниках подобные федерации обозначены как «славинии»). Своих вождей славяне называли князьями. С усложнением и консолидацией союзов усложнялись и функции княжеской власти. К ним добавлялись судебные и религиозные обязанности. Ближайшим окружением и опорой князя была военная организация - дружина. Но даже с расширением компетенции княжеская власть не становилась абсолютной: так, гражданские дела находились в ведении старейшин. Верховным органом союза племён оставалось народное собрание (вече). География расселения определила направления славянского участия в Великом переселении народов. Постоянный и мощный натиск германцев исключил для славян возможность продвижения на запад, и в VI - VII вв. они интенсивно перемещались на огромных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы. Одним из главных векторов движения стала Византия. Отношения славян с восточным Римом - Константинополем (как и отношения германских народов с Западной Римской империей) были весьма разнообразными. Немало славян состояло на службе в империи - прежде всего военной. Постепенно часть территории Византии была освоена славянами в мирном колонизационном потоке. Вместе с тем, славяне на протяжении VI - VII вв. регулярно опустошали византийские земли в грабительских набегах, морских в том числе. Славянская экспансия в Византию не привела к уничтожению империи и основанию на её территориях варварских королевств (в отличие от последствий германского вторжения в границы Западной Римской империи). В пределах империи создавались новые объединения-славинии, которые отличались известной стабильностью, сохраняя территории и автономное управление до 200-250 лет. Процесс формирования государственности у славян был длительным и противоречивым. В рамках будущего древнерусского государства во второй половине VII в. во встречных миграционных потоках - с юга на север по течению Днепра и с запада на восток, от смоленской и новгородской областей к междуречью Оки и Волги - объединились две системы славянства. Освоение новых территорий сопровождалось включением в славянскую общность и ассимиляцией множества инородческих племён. Уже с середины IX в. подвижное множество племён, участвовавших, при безусловном доминировании славян, в строительстве единой национальной жизни, стало именоваться собирательным названием Русь, усвоенным к Х в. и как самоназвание нового русского народа. Термин «Русь» в территориальном значении и для самоопределения новой восточнославянской этнокультурной общности начал распространяться в Поднепровье с утверждением в Киеве Олега (882г.) и закрепился к сер. X в. Тогда же появилось и расширительное географо-политическое понятие Русь - русская земля. Периферийное по отношению к обеим частям бывшей Римской империи положение нарождающегося древнерусского государства сыграло в его истории двоякую роль. С одной стороны, фактор территории должен был играть сдерживающую роль в процессе государствообразования и объединения восточнославянских племён. Восточное славянство обустраивало свою жизнь в более сложных, чем в других частях Европы, и неоднородных природно-климатических условиях. Суровый климат, леса и болота на севере и, напротив, благоприятные погодные условия в районах древней земледельческой культуры в среднем Поднепровье и Северном Причерноморье обусловили неравномерность в развитии разных племенных групп. При этом, по меркам Средиземноморья, даже эти регионы были не наилучшими с точки зрения климата. Ни до Великого переселения народов, ни в ходе переселения восточные славяне не были непосредственными соседями Западной Римской империи и не были включены в процесс романизации. Они не могли, в отличие от западноевропейских варваров, воспользоваться «римским наследием». На восточных границах серьёзную и постоянную угрозу представляли степные кочевники. Тюркские и персидские потоки временами почти затопляли соседей славян. Живущие за счёт грабежа и торговли степные народы стремились сделать славян своими данниками - поставщиками товаров, и использовали их в качестве вспомогательной силы в военных походах. Именно так восточных славян вплоть до середины X в. использовали хазары - полукочевой народ, государство которых, Хазарский каганат, было мощнейшей торговой державой, под властью которого были Волжский торговый путь, Волжская Булгария, финские племена в районе Оки и Волги и кочевники-мадьяры Азовско-Донецкого бассейна. В начале IX в. хазарам платили дань славянские племена вятичей, радимичей, северян, полян. С другой стороны, та же природно-географическая среда предоставила древнерусской государственности целый ряд преимуществ. Отсутствие прямых контактов с романо-германским миром и невозможность воспользоваться римским наследством компенсировалось относительной безопасностью западных границ восточнославянских территорий, которые прикрывали западные и южные славяне. Кроме того, возможности завоевания ограничивались отсутствием сухопутной транспортной системы: завоеватели рисковали увязнуть в славянских лесах и болотах. Русские славяне оставались свободными и от стереотипов, выработанных Западным Римом и усвоенных германцами. По этой причине, а также потому, что восточнославянские племена расселились на обширных пространствах, где земля не была предметом спора, ранняя русская история - это история колонизации и ассимиляции, иными словами, история диалога, а не путь завоевания и подавления, которым довелось идти варварам Западной Европы. Вместе с тем, восточные славяне контактировали с восточным Римом - Византией. Культурнейшая держава раннего средневековья с её развитой торговлей, ремёслами, яркой городской культурой выгодно выделялась на фоне аграрной, феодальной и культурно отсталой Европы. Со всей очевидностью контакты с Византией были куда более перспективными и полезными для молодого растущего народа. Особую, хоть и опосредованную роль в становлении древнерусской государственности сыграло арабское нашествие - завоевание арабами Северной Африки, Сицилии и Испании и создание на завоёванных территориях Арабского халифата, в результате чего Средиземное море оказалось практически закрыто для европейцев. Это привело к перемещению мировых торговых путей на мощные речные артерии, расположенные в землях славян и по соседству с ними. Торговый путь «из варяг в греки» по рекам Волхов, Западная Двина, Днепр и по системе волоков соединял Балтийское и Чёрное моря. Из Балтики же был открыт путь в Атлантику. Русь получала выход в мировой океан и контроль за европейской торговлей, являясь связующей территорией между Западной Европой и странами Востока. Уже с VIII в. начала складываться инфраструктура русской торговли, что стимулировало развитие разных отраслей ремесленного производства. Успехами внешней торговли создавались и развивались крупнейшие и древнейшие русские города. Цепь торговых городов замыкалась в Киеве, он мог перекрыть любой другой торговый путь. Именно поэтому Киеву - центру полянского племенного союза - суждено было стать столицей первого восточнославянского государства. Власть в Киеве давала власть на всём протяжении пути «из варяг в греки». В отличие от королевств Запада, замкнувшихся в экономике натурального хозяйства, в тесных сельскохозяйственных мирках, Киевская Русь получила более сложную экономическую систему, сочетавшую товарно-денежное и натуральное хозяйство. В изменившейся ситуации новое качество приобретали даннические отношения славян с Хазарским каганатом. Для них открывались степные и речные дороги к Каспийскому морю. Русь, Волжская Булгария, Хазарский каганат, народы Прикаспия и Закавказья объединялись в единую торговую систему Донецко-Донским и Волжским торговыми путями. Восточные связи открывали Руси выход и на Великий шёлковый путь. Каганат, в силу особого положения, отличался интернационализмом и веротерпимостью. Купцы из разных земель имели здесь свои постоянные подворья. Кроме того, заинтересованность в стабильности и безопасности собственной торговли до поры делала хазар лучшими защитниками славян от вторжений «диких» кочевников. Они же были естественной преградой на пути арабского завоевания. В целом, разветвлённая и обширная сеть торговых путей и связей сложилась к сер. IX в. Включение в международную торговлю неизбежно должно было внести коррективы в устройство внутренней и внешней политической жизни. Поскольку средневековая экономика имела, в основном, натуральный характер, а торговля была преимущественно меновой, товары для больших торговых экспедиций добывали силой - прямым грабежом, войной, через дань. Расчистка и охрана торговых путей, оборона от степных кочевников, приобретение новых заморских рынков, которое было возможно только через организацию масштабных военных походов, поиск данников для расширения экспорта, а значит, и объединение под единым началом всех восточнославянских племён, требовали концентрации власти, ресурсов, сил. Со второй половине IX в. актуальной стала задача освобождения из- под власти Хазарского каганата. Из проводника русской торговли он превращался в обузу. Русь, как главный узловой пункт мировой торговли, стремилась к полной независимости, устранению конкурентов и посредников в Азовско-Каспийском регионе. Усиление русских позиций совпало с ослаблением каганата из-за внутренних усобиц. Хазары не могли больше обеспечивать безопасность русских купцов на востоке и сдерживать степных кочевников. К границам Руси прорвались печенеги, составившие одну из главных угроз на русских юго-восточных границах. Вышеназванными обстоятельствами было обусловлено складывание и структурное оформление грандиозного союза союзов, охватившего почти всю территорию Восточной Европы, способного в новых обстоятельствах решать большие тактические и стратегические задачи, и в кратчайшие исторические сроки завоевавшего статус ведущей мировой державы.
|
|