Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 4. Век Просвещения и «просвещенный абсолютизм» в России

  В XVIII столетии в Западной Европе на волне большого общественного подъёма, сопровождающегося глубоким кризисом феодализма, в Европе и в некоторых странах американского континента возникает просветительское движение. Сам термин «Просвещение» вводится в научный оборот Вольтером и Гердером в 60-х гг. XVIII века.
  Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия, теоретически обосновавшая необходимость буржуазнодемократических социальных преобразований. В системе философских и социологических суждений важнейшими для просветителей были понятия разума и природы, которым они придали новый смысл, сделав их главными критериями в обсуждении прошлого и утверждении идеала будущего. Прошлое подвергалось осуждению как неразумное, существующие крепостнические порядки объявлялись противоречащими законам самой природы. Борьба за буржуазный порядок представлялась как восстановление разумности и естественности. Первоначально в самом конце XVII в. центром идей Просвещения была Англия, затем «эстафета» перешла во Францию. Среди идеологов Просвещения было распространено понятие «гражданин мира», являвшееся отражением просветительской веры в общечеловеческое единство Разума и Природы. Мыслители всех стран, ученые и писатели, считали просветители, составляют единую республику, являясь согражданами и братьями. Поэтому ошибается тот, кто презирает другие народы, почитая только свой собственный, но заблуждается и тот, кто превозносит иностранцев, принижая своих соплеменников. Широта общественного кругозора просветителей, считавших себя «гражданами мира», предполагала внимательный и доброжелательный интерес к проблемам национального характера как собственного народа, так и народов других стран.
  При том огромном внимании, которое уделяли английские просветители межличностным отношениям, они не проявляли особого интереса к отношениям между личностью и государством. По-видимому, они не предполагали с его стороны противодействия своим замыслам. Ему отводилась роль гаранта закреплённых в законах прав и свобод граждан, а забота об осуществлении идеалов Просвещения полностью предоставлялась частной инициативе, самим гражданам, гражданскому обществу. Кстати, именно в Англии XVIII в. складывается новое понимание гражданского общества и его взаимоотношений с государством, которое впоследствии во всё большей степени станет привлекать внимание видных мыслителей и политических деятелей.
  К концу XVIII в. вера в скорую победу гуманизма во всех сферах социального и личностного бытия значительно ослабла. Общественные противоречия обострились, Французская революция (1789 г.) породила новые сомнения. В итоге Просвещение политизировалось и распалось на противоборствующие группировки и движения. Радикалы стояли на позициях решительной борьбы с противниками социального обновления, умеренные демократы исходили из необходимости постепенных реформ, а либералы, отказавшись от мечты о социальной гармонии, требовали усиления карательных функций государства.
  Неоценимый вклад внесли просветители в развитие экономической мысли. Среди них выделяется фигура Адама Смита (1723-1790). В своей теории он отводил рынку ту же функцию, что и государству, считая их важнейшими партнёрами в деле организации действительно справедливого общества. "Дайте свободу рынку, говорил он, и тот решит многие социальные проблемы". Смит предвидел также возможные негативные последствия свободного развития рыночных отношений и не видел иной силы, кроме государства, способной их предотвратить. Экономическая практика XIX века показала обоснованность этих опасений, т. к. развитие рыночных отношений неизбежно вело к образованию монополий, что, в свою очередь, требовало решительных мер по борьбе с ними со стороны государства. В XX веке Д. М. Кейнс теоретически обосновал необходимость участия государства в рыночной экономике (неолиберализм).
  Французское Просвещение имело свои особенности, в первую очередь связанные с сильным влиянием аристократической культуры. Просветители стремились к более тесному, неформальному общению с единомышленниками, что привело к возникновению многочисленных кружков по интересам: философских, литературных, научных. Самым значительным среди них был кружок энциклопедистов. Так называли группу создателей знаменитой «Энциклопедии», издававшейся отдельными томами с 1713 по 1772 год. Ее центром был философ Дени Дидро, активными участниками - Руссо, Гольбах, Гельвеций, Кондорсе и др. Ж.Ж. Руссо подчеркивал необходимость господства закона. «Если в стране,- заявлял он,- господствует закон, то независимо от формы правления, будь то монархия, все равно это республика».Ш. Монтескье, развивая идеи Д. Локка, дал классическую формулировку теории разделения властей, разделив государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную. Он подчеркивал связь политической свободы с правом ее реального осуществления. «Свобода,- говорит он,- есть право делать все, что не запрещено законом». Видным антиклерикалом и одним из первых правозащитников был Вольтер. Идея нравственного возрождения общества политическими методами, провозглашение государства главным инструментом исправления нравов посредством создания государственной системы образования, а также государственной религии придала яркое своеобразие французскому Просвещению.
  В России переходная эпоха от феодализма к капитализму коренным образом отличается от подобной эпохи западноевропейских стран. Там она была периодом первоначального накопления капитала. К XVIII веку в этих странах сложился достаточно многочисленный финансово и экономически мощный слой предприимчивых людей - буржуазии. Именно ее интересы и финансы служили стимулом развития науки и техники, ее политические претензии и идеи породили идеологию Просвещения. В России даже XVIII века можно говорить лишь о зарождении этого слоя. Если в европейских странах идеология Просвещения рождалась в борьбе с господствующей идеологией феодального дворянства, то есть с официальной государственной идеологией, более того, в политической борьбе с государством, то в России само Просвещение зародилось благодаря усилиям великого про- светителя-императора Петра I, то есть под воздействием государственного просветительства.
  В Европе второй половины XVIII в. все больше нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. В 1767 г. экономист Мерсье де ла Ривер выдвигает идею «легального деспотизма»: неограниченную власть государя, познавшего естественные законы и управляющего в соответствии с ними. Позднее, в середине XIX в., с подачи немецких историков появляется понятие - «просвещенный абсолютизм». Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы в рамках государственной формы абсолютной монархии сверху проводить реформы в экономической, политической и культурной областях, направленные на устранение наиболее устаревших и тормозящих движение вперед проявлений феодального порядка.
  К концу XVIII в. вера в скорую победу гуманизма во всех сферах социального и личностного бытия значительно ослабла. Общественные противоречия обострились, Французская революция (1789 г.) породила новые сомнения. В итоге Просвещение политизировалось и распалось на противоборствующие группировки и движения. Радикалы стояли на позициях решительной борьбы с противниками социального обновления, умеренные демократы исходили из необходимости постепенных реформ, а либералы, отказавшись от мечты о социальной гармонии, требовали усиления карательных функций государства.
  В России понятие просвещенного абсолютизма неразрывно связано с правлением Екатерины II. Объективная необходимость преобразований, отвечающих духу времени, была воспринята Екатериной как задача не столько практическая, сколь теоретическая. К взглядам просветителей она относилась с осторожностью, полагая, что знать их необходимо, но следует иметь в виду, что они могут уживаться с началами другого порядка. Поэтому истинная политическая мудрость, по её мнению, как раз и заключалась в умении приводить к согласию начала разных порядков. Считая себя в душе республиканкой, образец правления, пригодный для России, она всё же видела в самодержавии или деспотии.
  По мысли Екатерины, лучшим способом организации общества является разработка идеальной системы законов. Правильно составленные законы - гарантия чётко действующего государства. И именно здесь решающая роль должна принадлежать «просвещенному монарху», способному одарить общество правильными законами. Поэтому весьма важным делом екатерининской политики «просвещенного абсолютизма» стал пересмотр кодекса законов Соборного Уложения 1649 г. Штабом разработки нового Уложения стала Уложенная комиссия, депутаты которой выбирались по всей стране. Для того чтобы придать Комиссии соответствующее направление, императрица лично составила для нее «Наказ», включающий в себя 22 главы и 655 статей. На три четверти он состоял из выписок, взятых у Монтескье, теоретические положения которого подвергались серьезной переделке. Главная задача «Наказа» - показать, что в России может быть только самодержавный способ правления. Гарантом законности и правосудия, собственности дворян и буржуазии, веротерпимости, по Екатерине, является только слово монарха. Торжественное открытие комиссии состоялось 30 июля 1767 г. в Москве. Практическое обсуждение «Наказа», дебаты депутатов выявили серьезные разногласия, своекорыстные групповые и сословные интересы. Воспользовавшись войной с Турцией, императрица распустила законодательную компанию.
  Таким образом, Екатерина II попыталась осуществить масштабный эксперимент «по внедрению» социальной теории в практику государственной жизни России, при этом сохранить незыблемость самодержавной власти.
  Екатерина решила, что самым удобным поприщем, где она могла бы блеснуть политическими идеями, заимствованными у французских просветителей, является система местного управления. В силу этого 7 ноября 1775г. явилось Учреждение для управления губернией (губернская реформа).
  Вводилось новое областное управление, империя была поделена уже на 50 губерний - основных административных образований. Губернии - это округа с населением в 300-400 тыс. человек; которые подразделялись на уезды в 20-30 тыс. жителей. Во главе губернского правления стоял губернатор или наместник. Все губернии получили единообразное устройство, основанное на строгом разделении административных, финансовых и судебных дел. Суд был отделен от администрации и полиции и получил самостоятельное значение. Была создана разветвленная система судов: гражданских, уголовных, сословных и т. д.
  С губернской реформой тесным образом были связаны преобразования центральных учреждений, целью которых была передача распоряжений императрицы, то есть сосредоточение всех нитей управления в ее руках. Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В 1769 г. он был преобразован в Императорский совет.
  В связи с передачей большей части дел текущего управления в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась, и в 80-х годах встал вопрос об их роспуске. Только три коллегии продолжили еще сохранять прочное положение: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. Синод также сохранил свое положение, но теперь он находился в полнейшем подчинении светской власти.
  Наиболее важным актом закрепления дворянских привилегий явилась «Жалованная грамота дворянству» от 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное в 1782 г. за ним право собственности не только «на поверхность земли», но и на «возможные полезности», скрытые в ее недрах. Дворяне получили право создавать свои местные сословные организации - уездные и губернские дворянские собрания. Правом голоса на них пользовались помещики, имевшие деревни, а правом избрания на должность - получившие обер-офицерский чин на действительной службе. Дворянские собрания по необходимости могли обращаться не только к губернатору, но и непосредственно к царю. Сословное самоуправление дворянства позволяло создавать общество или собрание, наделенное правами юридического лица. Личные права дворян включали право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной гос- службы. Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами. Дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю. Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Таким образом, российское дворянство получало гражданские права, давно закрепленные в западном обществе для собственников.
  «Жалованная грамота городам» определяла единый статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности. Это согласовывалось с идеей создания «среднего рода людей». Единый правовой статус городского населения основывался на признании города особой организованной территорией с особыми административной системой управления и видами занятий населения. Согласно Грамоте создавались органы городского самоуправления: общая городская дума и шестигласная дума (орган исполнительной власти).
  Большое внимание при Екатерине II уделялось развитию социальной сферы: образованию, медицине, социальной помощи больным, бездомным, старикам. В 1786 г. был провозглашен принцип бессословного обучения при организации губернских и уездных народных училищ. К концу правления Екатерины II возникло 316 новых школ с числом учащихся до 18 тыс. человек. Дворянское же образование базировалось преимущественно на домашнем обучении. В России появляются, помимо Петербургской Академии наук, другие крупные научные центры: в 1755 г. был открыт Московский университет, в 1783 г. основана Российская Академия, целью которой являлось изучение русского языка и литературы. Её возглавила разносторонне образованная и талантливая сподвижница Екатерины II - Е. Р. Дашкова, незадолго до того ставшая и президентом Петербургской Академии наук.
  В екатерининскую эпоху просматриваются две тенденции в социально-экономическом развитии России. С одной стороны, отказ от монополии в промышленности и торговле, поощрение промыслов, частного предпринимательства. С другой - усиление крепостничества, породившее массовые выступления крестьян, в том числе и вооруженные (восстание Пугачева (1773-1775), тысячи ходоков в поисках правды, массовое бегство от помещиков).
  Природные условия при тогдашнем уровне земледелия делали труд крестьян в основном убыточным. Поэтому все правительства ХVIII века, создавая условия для торгово-промышленной деятельности крестьянства, одновременно тормозили слишком стремительное переключение огромной массы жителей Нечерноземья на истинно городские «занятия», так как это могло привести к падению общественно необходимого земледелия, а следовательно, и краху государства. Поэтому крепостное право во второй половине ХVIII в. еще нельзя было отменить. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II служил задачам модернизации законодательной основы государства, саморегуляции общества, критики крепостного права с морально-нравственных позиций.
  Важной составной частью «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных земель. В России, где совокупный прибавочный продукт едва достигал допустимого минимума, проблема приращения доходов казны за счет церкви была очень важна. Идея секуляризации церковных владений занимала мысли еще Ивана III. Наиболее серьезные попытки к ее реализации предпринимали Иван IV и Петр I. Но реальным фактом секуляризация стала лишь в эпоху «просвещенного абсолютизма». Уже при Петре III был издан указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений, Екатерина II же довела дело до конца.
  Широкое распространение идей Просвещения способствовало развитию общественной мысли, направленной на резкую критику крепостнического строя. В противоположность дворянским проектам, стремящимся оградить самодержавно-крепостнические порядки, российские просветители стояли на позиции общечеловеческой нравственности, их отличало неприятие крепостничества, горячее сочувствие крепостному крестьянину.
  Видный публицист и издатель Н.И. Новиков (1744-1818) критиковал самодержавно-крепостнический строй с точки зрения морали, доказывая падение нравственности помещиков, их невежество. Выход из такого положения он видел в широком просвещении дворянства. А.Н. Радищев же бросил русскому абсолютизму открытый вызов. «Самодержавие, - считал он, - есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Анализируя итоги победоносной американской революции, Радищев приходит к убеждению, что единственный выход для России - это революционное свержение самодержавия.
  Французская буржуазная революция 1789 г. окончательно закрепила поворот Екатерины II в сторону реакции, а ссылка А.Н. Радищева в 1790 г. в Сибирь и заточение Новикова в Шлиссельбургскую крепость в 1992 г. ознаменовали конец ее политики «просвещенного абсолютизма».
  Таким образом, основой теории и практики российского абсолютизма являлся социальный и политический консерватизм. Екатерина II стремилась к сохранению самодержавной власти и существующей социальной системы, допуская определенное обновление в политике и экономике, которое обеспечивало устойчивость власти и ее опоры - дворянства.
  XVIII оставил последующим поколениям соотечественников решение наиболее острых вопросов - освобождение крестьян и демократизацию политической системы в России.

 
© www.txtb.ru