Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.3. Девиантное поведение, сущность, виды

  В основе социализации личности находится усвоение норм. Соблюдение норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от них называется в социологии девиацией.
  Девиантное поведение относительно. То, что для одного человека или группы отклонение, то для другого может быть привычкой. Так, высший класс считает свое поведение нормой, а поведение нижних социальных групп отклонением. Следовательно, девиантное поведение относительно потому, что имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Вымогательство, грабеж с позиций преступника считаются нормальными видами заработка. Однако большая часть населения считает такое поведение девиацией.
  К формам девиантного поведения относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.
  Каковы причины девиации? Можно выделить причины биопсихического характера: считается, что склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. Большое внимание выяснению факторов, влияющих на появление и рост девиации, уделяли Э. Дюркгейм, Р. Мертон, неомарксисты, конфликтологи, культурологи. Они сумели выделить социальные причины:
  — аномия, или разрегулированность общества, появляется во время социальных кризисов. Старые ценности исчезают, новых нет, и люди теряют жизненные ориентиры. Растет число самоубийств, преступлений, разрушаются семья, мораль (Э. Дюркгейм - социологический подход);
  — аномия, проявляющаяся в разрыве между культурными целями общества и социально одобряемыми способами их достижения (Р. Мертон - социологический подход);
  — конфликт между нормами культуры социальных групп (Э. Селлин - культурологический подход);
  — идентификация индивида с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры (В.Миллер - культурологический подход);
  — стремление влиятельных групп ставить "клеймо" девианта членам менее влиятельных групп. Так, в 30-х годах на Юге США негры априори считались насильниками только из-за расовой принадлежности (Г. Беккер - теория стигматизации);
  — законы и правоохранительные органы, которые правящие классы используют против тех, кто лишен власти (Р.Квинни - радикальная криминология) и т.д.
  Типы девиантного поведения. Существует много классификаций девиации, но, на наш взгляд, одной из самых интересных является типология Р. Мертона. Автор использует свою концепцию — девиация возникает в результате аномии, разрыва между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения.
  Мертон считает единственным типом недевиантного поведения конформность — согласие с целями и средствами их достижения. Он выделяет четыре возможных типа девиации:
  — инновация — предполагает согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения. К "инноваторам" относятся проститутки, шантажисты, создатели "финансовых пирамид". Но к ним можно отнести и великих ученых;
  — ритуализм — связан с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения. Так, бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах. Но при этом цель забывается — а для чего все это?
  — ретретизм (или бегство от действительности) выражается в отказе и от социально одобренных целей и от способов их достижения. К ретреатистам относятся пропойцы, наркоманы, бомжи, и т. п.
  — бунт — отрицает и цели и способы, но стремится к их замене на новые. Например, большевики стремились к уничтожению капитализма, частной собственности и замене их социализмом и общественной собственностью на средства производства. Отвергая эволюцию, они стремились к революции и т. д.
  Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает конформность и девиацию как две чаши одних весов, а не как отдельные категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам. Вор не отвергает социально одобряемую цель - материальное благополучие, а может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Однако, и вор, и бюрократ - девианты.
  В процессе наделения индивидуума клеймом «девианта» можно выделить первичную и вторичную стадии. Первичная девиация - начальное действие правонарушения. Оно даже не всегда замечается обществом, особенно, если нарушаются нормы-ожидания (скажем, за обедом употребляется не ложка, а вилка). Человека признают девиантом в результате своего рода обработки информации об его поведении, проводящейся другим человеком, группой или организацией. Вторичная девиация - процесс, в ходе которого после акта первичной девиации человек, под влиянием общественной реакции, принимает девиантную идентичность, то есть перестраивается как личность с позиций той группы, к которой его причислили. Социолог И.М.Шур назвал процесс «вживания» в образ девианта ролевым поглощением.
  Девиация значительно более широко распространена, чем свидетельствуют официальные статистические данные. Общество, по сути, на 99% состоит из девиантов. Большая часть их — умеренные девианты. Но, по подсчетам социологов, 30% членов общества составляют ярко выраженные девианты с негативным или позитивным отклонением. Контроль над ними несимметричен. Максимально одобряются отклонения национальных героев, выдающихся ученых, артистов, спортсменов, художников, писателей, политических лидеров, передовиков труда, очень здоровых и красивых людей. Крайне не одобряется поведение террористов, предателей, преступников, циников, бродяг, наркоманов, политических эмигрантов и т. д.
  В прежние времена общество считало нежелательными все резко отклоняющиеся формы поведения. Гениев преследовали как и злодеев, осуждали очень ленивых и сверхтрудолюбивых, нищих и сверхбогатых. Причина: резкие отклонения от средней нормы — положительные или отрицательные — угрожали нарушить стабильность общества, основанную на традициях, древних обычаях и малоэффективной экономике. В современном обществе с развитием промышленной и научно-технической революций, демократии, рынка, формированием нового типа модальной личности — человека-потребителя, позитивные девиации рассматриваются как важный фактор развития экономики, политической и социальной жизни.

Вопросы для самопроверки

  1) Что такое социальный контроль?
  2) Какова структура социального контроля?
  3) Что такое социальная норма?
  4) Каковы функции социальных норм в обществе?
  5) Почему общество требует соблюдения социальных норм?
  6) Что такое санкции?
  7) Какова структура санкций?
  8) Какие типы санкций вы можете назвать?
  9) Почему нормы сопровождаются санкциями?
  10) Какие типы социального контроля вы знаете?
  11) Как осуществляется самоконтроль?
  12) Как осуществляется внешний контроль?
  13) Каковы особенности неформального контроля?
  14) Какие вы знаете методы внешнего контроля?
  15) Что в социологии называется девиацией?
  16) Почему возникает девиация?
  17) Чем отличается объяснение причин девиации у Р.Мертона от Э.Дюркгейма?
  18) Каковы культурологические объяснения причин девиации?
  19) В чем суть теории стигматизации (клеймения)?
  20) Как объясняют причины девиации радикальные криминологи?
  21) Какие типы девиантного поведения выделяет Р.Мертон?
  22) Чем инновация отличается от ритуализма?
  23) Чем ретретизм отличается от бунта?
  24) Что такое первичная девиация?
  25) Что такое вторичная девиация?
  26) Почему древнее общество более жестко преследовало любые виды девиации по сравнению с современным?

 
© www.txtb.ru