Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2.4. Основные тенденции и фазы развития групп встреч

  Задача групп встреч — облегчить выражение чувств и мыслей участниками группы. Оптимальным результатом группового процесса является достижение участниками осознания и более глубокого понимания реакций других людей. Каждый человек формирует внутренние критерии, что для него хорошо, полезно и т.д. Когда человек осознает собственные чувства, он оказывается в состоянии понять других людей. Он становится более уверенным в себе и начинает относиться к другому человеку как одна независимая личность к другой. В группе необходимо создать психологический климат, в котором постепенно возрастала бы свобода самовыражения и постепенно редуцировались защитные механизмы. В такой обстановке возможность изменений становится менее угрожающей для индивида.
  Представим некоторые тенденции или процессы, которые проявляются в группах встреч, и которые были описаны Роджерсом приблизительно в той последовательности, в какой они разворачиваются в ходе развития групп.
  1. Кружение на месте
  Не ставятся цели, не объясняются задачи. Оговаривается то, в течение определенного количества времени, мы проведем вместе. Участники сталкиваются с фактом, что нет никакой системы, кроме той которую они сами создадут.
  Начало: «хождение вокруг да около», ожидание, что скажут, как вести себя, чего ожидать. Нарастает разочарование по поводу того, что члены группы должны сами определить как функционировать
  2. Сопротивление личностному самовыражению и исследованию самого себя.
  Сначала участники демонстрируют своё публичное «Я», и лишь постепенно продвигаются в раскрытии сторон своего личного «Я».
  Существует первоначальное сопротивление личному выражению и изучению, показывается друг другу публичное «Я».
  3. Описание прошлых чувств.
  Начинается выражение своих чувств, но описываются ситуации, которые имели место в прошлом. Участники делятся прошлыми чувствами, связанными с теми кого нет в группе. Это одна из форм первоначального сопротивления.
  4. Выражение негативных чувств.
  Часто выражение истинно значимых чувств «здесь и теперь» происходит чаще в форме негативного отношения к другим членам группы «Мне неуютно с Вами, Ты говоришь что-то не так» или к ведущему (из-за его пассивности). «Для чего Вы нас здесь собрали», «Надо каким то образом организовывать работу группы». Негативные чувства легче выражать, чем позитивные, так как при выражении позитивных чувств человек открыт жесткому отвержению, менее защищен.
  5. Выражение и исследование личностно значимого материала.
  После выражения негативных чувств, если группа не распалась, начинает проявляться и выражаться личнозначимый материал. Происходит раскрытие участниками группы каких-то значимых сторон себя. Участники пережили тот факт, что в группе были выражены негативные чувства, и ничего страшного не произошло, чувства были приняты и усвоены. В группе начинает развиваться климат доверия. Участники идут на риск самораскрытия и позволяют группе узнать какую-то более глубокую часть себя.
  6. Выражение в группе непосредственных чувств друг к другу.
  Участники начинают проявлять и выражать непосредственные чувства, т. е. те которые они непосредственно испытывают по отношению друг к другу (и позитивные, и негативные).
  7. Развитие исцеляющей способности в группе.
  Участники группы естественно и спонтанно начинают откликаться на боль и страдания других, что помогает и облегчает переживание их чувств.
  8. Принятие самого себя и начало изменений.
  Участники группы учатся принимать себя такими, какие они есть реальные. «Я чувствую, что в действительности стараюсь держать людей на расстоянии от себя или слишком вспыльчив или категоричен и т. д. Принятие себя, своих неправильностей, ведет к началу изменений. Это само по себе начало изменений. Чем ближе человек к конгуэнтности, тем легче ему становиться психологически здоровой личностью. Если человек может принять себя реальным, осознать, что он существует определенным образом, он может рассматривать возможные альтернативы своего поведения. Если же он будет отрицать самого себя (что само по себе энергозатратно), он не будет тратить усилий на изменения
  9. Ломка фасадов.
  По мере работы в группе растет нетерпение к защитам. В группе формируется такая атмосфера глубокого и настоящего общения, что группа начинает предъявлять требования к тем участникам группы, кто прячется за маской, чтобы индивидуум был самим собой, не скрывал возникающие у него чувства и снял маску обычного социального взаимодействия.
  10. Каждый получает обратную связь.
  В процессе группового взаимодействия каждый участник группы получает массу данных о том, как его воспринимают другие.
  11. Конфронтация.
  Иногда обратная связь принимает характер конфронтации, когда один участник конфронтирует с другим. Это крайняя форма обратной связи, когда один участник выражает негативные чувства к другому и говорит, что он о нем думает. Каждая волна негативных чувств, вызывает вслед за собой выражение поддержки и позитивных чувств. Когда группа демонстрирует возможность допустить и принять выражение негативных чувств, не отрицая человека, который их выражает, члены группы становятся более открытыми и доверяющими друг другу.
  12. Установление отношения помощи за пределами группы.
  Участники продолжают общение за пределами группы, оказывая помощь, понимание, поддержку, заботу друг другу.
  13. Глубокое общение.
  Участники группы вступают в более тесный и глубокий контакт, чем это принято в обычной жизни.
  14. Выражение положительных чувств и близости.
  По мере развития группы растет ощущение тепла и доверия в ней, благодаря подлинности все выражаемых участниками чувств как положительных, так и отрицательных.
  15. Поведенческие изменения в группе.
  Расширяется осознание самого себя и это выражается в поведении, которое становится более открытое, спонтанное, более свободное. Группа поддерживает человека сознающего новые аспекты себя. Это сознавание и принятие себя по Роджерсу — начало последующих изменений поведения. Инсайт по поводу своего поведения, подтвержденный другими легче удерживать.

 
© www.txtb.ru