Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1.5. Методики, используемые в ходе психодраматического действия

  На протяжении всей психодрамы режиссер помогает протагонисту развивать действие, используя специальные психодраматические методики. Наиболее распространенными приемами являются монолог, двойник, обмен ролями и зеркало.
  Монолог.
  В монологе протогонист вербализует свои чувства и мысли для зрителей. Он выходит из разыгрываемой на данной момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает.
  В монологе представляемый актером персонаж обращается не к другим действующим лицам, а как бы сам к себе (и к зрителям). Этот полезный прием позволяет протагонисту взглянуть на свои эмоции как бы со стороны и таким образом проанализировать свои реакции на текущую ситуацию. Монолог особенно эффективен при выявлении расхождений между скрываемыми и показными чувствами и мыслями. Например, по ходу психодрамы мужчина-протагонист может быть чрезвычайно сердечным и вежливым с привлекательной женщиной, но в то же время испытывать сильнейшее половое влечение к ней. Такое расхождение отразится в монологе, который может звучать примерно так: «Как она меня возбуждает! Но если я ей прямо так и скажу, она же меня на смех подымет! И я окажусь в глупейшем положении». Таким образом, этот прием предоставляет аудитории информацию о скрытых мыслях протагониста и тенденциях дальнейшего развития действия, одновременно являясь его движущей силой.
  Часто протогонисту предлагается рассказывать о своих проблемах, расхаживая по сцене. Проговаривание мыслей вслух позволяет отстраниться от эмоциональных реакций и сформулировать новый взгляд на свою проблему. Монолог может быть использован для разогрева протогониста, для подготовки его к конфликтной ситуации и для успокоения.
  Замена ролей.
  Обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они уже получив некоторый опыт общения друг с другом пытаются войти в «шкуру» другого.
  Техника замены ролей существует в трех вариантах:
  1. классическая замена ролей — два реальных и присутствующих в данный момент игрока обмениваются ролями, так, что протогонист (Р) играет вспомогательного игрока (А), а А играет Р. Например, двух спорящих игроков меняют местами и просят продолжить спор, но как бы с точки зрения другого. Вернувшись в собственную роль, они могут подправить или детализировать портрет, который им нарисовали.
  2. неполная замена ролей — протогонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека. Например, мать исполняет роль своей дочери, которая не входит в состав группы, а роль матери исполняет вспомогательный игрок.
  3. социодраматическая замена ролей — протогонист играет роль отвлеченного или фантастического персонажа, например, Бога, злой колдуньи, идеальной матери, обощенного другого, архетипа.
  Дублирование или двойник (второе «Я»).
  Это один из самых популярных приемов психодрамы. Двойник пытается стать протагонистом. Он принимает те же позы и так же себя ведет, тем самым помогая протагонисту исполнять свою роль. Пытаясь выведать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Во многих группах психодрамы любой участник может взять на себя роль двойника протагониста или вспомогательного «Я» всякий раз, когда он чувствует, что ему есть что показать. Например, если протагонист не знает, как быть дальше, двойник может взять на себя выражение чувств, которые самому протагонисту выразить трудно. Второе «Я» может добраться даже до таких чувств и мыслей протагониста, которые вообще находятся за пределами его (протагониста) понимания. Двойник — это как бы внутренний голос протагониста, поэтому важно, чтобы двойник идентифицировал себя с ним, а не проецировал на него собственные мысли и реакции. Поскольку даже самый искусный двойник может ошибаться, протагонист должен чутко реагировать на действия двойника, выражая свое согласие или несогласие с ним. При этом, чтобы не было путаницы и действие развивалось непрерывно, вспомогательные «Я» должны обращать внимание только на слова протагониста.
  Вспомогательный игрок вербализует мыли и чувства, которые протогонист может быть затрудняется выразить. Двойник стоит за спиной или рядом с протогонистом. Время от времени дублер высказывает свои догадки по поводу того, что чувствует, о чем думает, собирается сказать протогонист. Тот, от чего имени говорят, может изменить или уточнить высказывания.
  Дублирование — это сложная техника. Режиссер сначала показывает эту технику.
  Протогонист (вспомогательному «Я», исполняющему роль бывшей жены). Почему ты так редко заходишь?
  Режиссер (дублируя его). Ты же знаешь, я всё ещё тебя люблю.
  Режиссер (из собственной роли). Это так?
  Протогонист должен ответить насколько высказывания дублера совпадает с его истинными мыслями и чувствами. Возможность дублирования предоставляется всем желающим, пока протогонист не согласится с каким-либо дублирующим высказыванием.
  Зеркально отражение или зеркало.
  Зеркало по смыслу близко к обмену ролями. Зеркало позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие. Когда режиссер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторонку и понаблюдать за тем, как его изображает вспомогательное «Я». Часто протагонисты бывают весьма удивлены тем, какое впечатление они производят. Зеркало помогает им взглянуть со стороны на свои действия, а также обрести новый взгляд на собственное поведение — иными словами, достичь того, что в психодраме именуется инсайтом.
  Зеркало выбирается как самый подходящий метод работы в тех группах психодрамы, где основное внимание уделяется выработке умения вести себя в соответствии с ситуацией. Так, некоторые группы ориентированы на развитие практических навыков, необходимых при назначении свиданий, для достижения своих целей в процессе общения, при поиске работы. Зеркало создает визуальную и вербальную обратную связь между протагонистом и его вспомогательными «Я», которые могут утрированно изображать скверные привычки протагониста и показывать ему некоторые возможные альтернативы его манере поведения.

 
© www.txtb.ru