Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.1.4. Основные фазы психодрамы

  Первая фаза классической психодрамы — это разминка. Разминка, в свою очередь, состоит из трех стадий:
  • постепенное усиление двигательной активности участников;
  • стимуляция спонтанных поведенческих реакций (спонтанность — способность дать адекватный ответ на новизну ситуации);
  • фокусировка внимания членов группы на определенной задаче и теме.
  Разминка направлена на создание в группе атмосферы доверия и безопасности, чтобы участники могли действовать спонтанно и идти на риск. Она может быть вербальной или невербальной, заимствованной из приемов работы других групп или изобретенной режиссером.
  Разминка помогает участникам развеять опасения по поводу того, что они будут выглядеть глупо или что у них не хватит актерских способностей. Разминка нужна и режиссеру. Чтобы размяться, он может расхаживать по помещению, в неформальной манере делиться своими идеями с участниками, стремиться достичь состояния теле в отношениях с ними. Но в первую очередь режиссер использует разминку для того, чтобы создать в группе атмосферу, побуждающую участников действовать спонтанно и идти на риск. Для того чтобы члены группы могли исследовать свои новые реакции, им необходимо чувство доверия и безопасности. Авторитет руководителя помогает участникам увериться в том, что они могут играть любую роль или вести себя сколь угодно легкомысленно, не опасаясь оскорблений или унижений.
  Разминка может быть особенно полезной в тех случаях, когда члены группы сопротивляются исследованию предложенной им темы и стесняются первыми брать на себя роль протагониста. В таких случаях разминка может настроить участников на занятие, помочь им познакомиться друг с другом, снизить уровень их тревожности. Кроме того, во время разминки режиссер может собирать информацию, чтобы определить, кто из участников скорее выразит готовность участвовать в психодраме и какие темы или проблемы волнуют большинство участников. Разминка может быть вербальной и невербальной, заимствованной из приемов работы других групп или изобретенной самим режиссером.
  На фазе разминки режиссер выбирает протогониста, чья драма будет инсценирована. Режиссер должен почувствовать, кто может и должен быть протогонистом, и какая проблема наиболее актуальна в настоящий момент для протогониста и группы.
  2 фаза — психодраматическое действие.
  Это фаза инсценирования психодрамы в идеальном случае, приводящая к инсайту и катарсису. Именно на этой фазе применяются основные методы и техники психодрамы.
  Протогониста выбирает или режиссер на основании предварительного знакомства с членами группы или какой-либо участник может сам предложить себя на эту роль. Режиссер выслушивает объяснения протогониста и получает информацию в достаточном количестве для того, чтобы можно было отразить его проблемы в сценическом действии. Когда специфика ситуации становиться ясной протогониста просят, чтобы он уже не рассказывал о ней, а разыгрывал её. Протагонист обставляет сцену с помощью подручных средств так, чтобы она максимально соответствовала воспроизводимому событию.
  Помещение психодрамы должно предоставлять достаточно богатый выбор возможностей. В классическом варианте стулья в этом помещении расставляют так, как это делается для зрителей в театре. Обозначается и организуется сцена.
  Протогонист выбирает вспомогательные «Я». В этом процессе важно его восприятия насколько члены группы подходят для определенных ролей, не всегда он опирается на реальное физическое или внутренне сходство выбранных участников с прототипами. Иногда в выборе вспомогательного «Я» помогает режиссер, предлагая какого-либо члена группы (например, человека который может получить от данной роли особую пользу). Человек, имеющий деспотичного отца, будет лучшим кандидатом на роль деспотичного отца, а женщина, жалующаяся на интрижки своего мужа — роль жены- вертихвостки. Далее разыгрывается само действие с помощью одной или нескольких техник психодрамы.
  3 фаза — интеграция или обмен чувствами — помогает помочь преодолеть протогонисту ощущение изолированности и чувство неловкости от слишком долгого пребывания на виду.
  Когда действие закончено, протагонист и остальные члены группы приступают к его анализу. Участники делятся своими чувствами и переживаниями. Сначала участники делятся чувствами, которые вызвала у них психодрама и о том, какое отношение она может иметь каждому из них. Здесь происходит самораскрытие и диалог участников, осмысление тех открытий, которые были сделаны в период действия.
  После того как обсуждению эмоциональных реакций будет уделено должное внимание, члены группы переходят к более конкретному обсуждению психодраматического действия, так чтобы помочь протагонисту извлечь из него пользу. Здесь, в зависимости от целей группы, руководитель или члены группы могут либо теоретически интерпретировать представленный конфликт, либо дать практические рекомендации относительно того, какими еще способами можно было бы его уладить.
  Непосредственное обсуждение психодраматического действия необходимо, чтобы помочь протогонисту извлечь из него пользу. Эта фаза также нужна для того, чтобы протогонист успокоился, чтобы переживаемый им опыт завершился. Протогонист должен почувствовать универсальность, общность человеческого опыта и переживаний. Здесь не место критики в адрес протогониста, каждый говорит лишь о собственных чувствах и возникших у него ассоциациях. Здесь у участников может актуализироваться собственный материал для психодрамы.

 
© www.txtb.ru