Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1.1. История становления групповых форм психологической работы

  В своей работе психологи и социальные работники сталкиваются с необходимостью работать не только индивидуально с каждой личность, но и с необходимостью одновременно работать с небольшой группой людей (семья, учебная группа, спортивная команда, производственное подразделение). По мере развития психологической практики сформировался групповой подход в психологической работе с людьми, который выделился в отдельное направление практической психологии. Как любое направление в психологии, групповая работа имеет историю своего возникновения и развития.
  Этапы развития теории и практики групповой работы.
  Первый этап — становление групповых форм работы в рамках практической медицины.
  Тяготение к объединению в различные группы было свойственно людям на протяжении всей истории человечества. Уже на самых ранних этапах развития общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. Но только в последние два столетия группы стали использовать для решения задач целенаправленного воздействия на личность. И это стало предметом научно-психологического исследования.
  Антон Месмер (1734-1815) австрийский врач одним из первых предпринял попытки лечения больных с психическими и соматическими расстройствами, посредством объединения их в группы. Он приобрел международную известность благодаря своему умению излечивать от самых разных соматических и психических болезней. Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмосфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд. Он собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, после чего в развевающейся мантии и с волшебным жезлом в руках эффектно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каждого из них своим жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать якобы под влиянием наводимых Месмером «чар». В результате состояние некоторых больных улучшалось. Теория "животного магнетизма" Месмера стала первой попыткой дать научно-теоретическое объяснение происходящим в группе процессам излечения.
  Вместе с тем, до XIX — XX века поведение людей в группах, законы функционирования групп, способность групп оказывать целебное воздействие систематически не изучались. Так как практическая психология формировалась посредством научных изысканий врачей практиков, то, следовательно, и первые опыты по проведению групповой работы связаны с их деятельностью. Джозеф Пратт — американский фтизиатр — собирал больных в группы, считая, что группа сама по себе оказывает психотерапевтический эффект. К началу 30-х годов Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать сеансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических нарушений.
  Феномен группы занимал и Зигмунда Фрейда. Но главным образом в связи с его интересом к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К групповой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами. Он придавал большое значение социальному контексту развития личности и формирования ее ценностей и жизненных целей. Именно группа, по его мнению, оказывает воздействие на цели и ценности и помогает их модифицировать. Адлер проводил сеансы групповой работы с пациентами. Он организовал также детские терапевтические группы, в которых применялись методы общей дискуссии и обсуждения проблем с участием родителей.
  Первыми психотерапевтами, использовавшими психоанализ в группе, были Л.Уэндер и П.Шильдер. Другой известный в научных кругах приверженец психоанализа Т.Барроу предложил в 1925 году термин «групповой анализ». Он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат.
  Второй этап развития групповых форм психологической работы связан со становлением социальной психологии в самостоятельное направление психологической науки и развитием групповых форм работы в рамках социальной психологии.
  В 1908 году социальная психология выделяется в самостоятельную отрасль психологической науки. Социальная психология стала подробно изучать вопросы образования групп, их структуры, законы функционирования малых групп, процессам межличностного взаимодействия в группах, т.е. стала формироваться теоретическая основа групповых форм психологической работы. И в 30- годы в различных сферах практики уже достаточно широко использовались групповые методы работы. Групповая работа нашла своё применение в медицине, в педагогике, в студенческих группах.
  Третий этап развития групповых форм психологической работы — это становление групповой психологической работы в отдельное направление в практической психологии.
  Зарождение непосредственно тренинговых групп, как форм групповой психологической работы с людьми связано с именем Курта Левина. В 1933 эмигрировал в США из Германии. Он работал над проблемами групповой динамики и социального действия. В то время в медицине, педагогике, управлении стали широко применяться групповые методы. В ходе этой практической работы имели место феномены группового взаимодействия, которые не имели под собой научного объяснения. И К.Левин начинает заниматься исследованием различных аспектов группового взаимодействия. Изучая феномены группового взаимодействия, он вводит понятие групповой динамики как одного из основных процессов жизнедеятельности группы. При исследовании данного феномена в лабораторных занятиях, возникают первые тренинговые группы (Т-группы). В основе их создания лежали следующие идеи:
  1. большинство людей живет и работает в группах;
  2. чаще всего человек не отдает себе отчета в том, каким образом он участвует в группе, каким его видят другие члены той или иной социальной группы;
  3. большинство людей не осознает, каковы реакции, чувства и мысли, которые вызывает их поведение у других людей.
  На основе своих исследований и наблюдений К. Левин приходит к выводу:
  • большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходит не в индивидуальном, а в групповом контексте;
  • чтобы обнаружить свои установки, изменить их и выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие.
  По мнению Левина такие возможности как раз и предоставляются в тренинговой группе при межличностном взаимодействии.
  В 1947 году К. Левин создает Национальную лабораторию тренинга в городе Бетел, штат Мэн. С этого времени групповая психологическая работа с людьми получает широкое распространение, основываясь уже на новых теоретических и практических разработках. Т-группы использовались для решения самых разнообразных задач, но наибольшую популярность приобрели группы, ориентированные на межличностные аспекты поведения. Т-группы стали предшественницами большинства видов групповой психологической работы с людьми, объединенными в настоящее время под общим название социально-психологический тренинг.
  Само понятие социально-психологический тренинг для обозначения групповых форм психологической работы ввел Манфред Форверг. В 70-е годы ХX века, работая в Лейпцигском университете, М. Форверг разработал метод групповой работы, названный им социально-психологический тренинг. Целью метода ставилось формирование эффективных коммуникативных навыков посредством обучения в тренинге. Тренинговыми средствами выступали ролевые игры с элементами драматизации. Практическим применением методов М. Форверга стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства Германии. Активное участие в этой работе принимала Траудль Альберг, жена Форверга. Программа Форверга была в первую очередь предназначена для подготовки специалистов в области управления, направлена на обучение, прежде всего, кооперативному поведению.
  Групповое движение в нашей стране стало развиваться только в последние двадцать лет (особенно активно в 90-е годы ХХ века). Почти все отечественные школы тренинга опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы групповой психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Справедливости ради отметим, что в последнее время и в нашей стране появились специалисты-практики мирового уровня, уже начавшие учить собственных западных учителей.

 
© www.txtb.ru