Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.2. Понятие обратной связи в социально-психологическом тренинге

  Одним из основных механизмов в ходе тренинга, который способствует процессу самопознания и работе с «Я-образом» участников группы является обратная связь.
  Обратная связь — это информация, которую человек получает извне относительно самого себя. Благодаря действию обратной связи личность может корректировать свое поведение.
  Обратная связь — это сообщение, адресованное другому человеку о том, как ты его воспринимаешь, что чувствуешь в связи с вашими взаимоотношениями, какие чувства вызывает у тебя его поведение.
  Характеристики обратной связи:
  1. содержит информацию о таком нашем влиянии на других людей, которое мы не осознаем;
  2. осуществляется когда один человек или группа сообщают о своих реакциях на поведение других с целью помочь или откорректировать их;
  3. помогает увидеть себя такими, какими нас видят другие, узнать, как нас воспринимают окружающие люди.
  Необходимо отличать интерпретацию от обратной связи.
  «Я думаю, что делаешь то-то и то-то» — интерпретация «Ты в этом эпизоде такая-то» — интерпретация
  «Когда ты делал (говорил) то-то, я чувствовал» — обратная связь.
  Механизм и функции обратной связи.
  Правила обратной связи:
  1. Обратная связь должна носить описательный, а не оценочный характер. Оценочная обратная связь усиливает защитные механизмы.
  2. Она должна быть скорее специфической, чем общей.
  3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто её дает, а также потребность кому она предназначена. Если она служит исключительно потребностям дающего участника группы, то бывает деструктивной. Дающий обратную связь участник должен интересоваться тем, насколько предоставляемая информацию может помочь получателю узнать что-либо о себе, и насколько он своей информацией может помочь облегчить процесс изменения поведения другого.
  4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое получатель может изменить. Она болезненна, если относится к чему-то такому, на что её получатель не может повлиять (имя, возраст, его прошлое, физическое «Я»).
  5. Обратная связь должна быть своевременной, тогда она полезна. Она должна относиться к поведению, которое имело место в данный момент. Важно, чтобы обратная связь давалась, пока вызвавшее ее поведение еще имеет место, а не тогда, когда все уже в прошлом и содержащаяся в обратной связи информация уже не актуальна.
  6. Обратная связь приносит больше пользы, когда обращаются за ней, чем когда её навязывают.
  7. При передаче обратной связи следует избегать укоризненных жестов, родительской позиции.
  8. Отвечайте на языке «Я-сообщений». Формулируйте вашу реакцию на слова собеседника через описание переживаемых вами мыслей и чувств: «Я думаю, что», «Мне кажется...», «У меня такое ощущение...». Гораздо хуже «Вы-сообщения» — в них часто содержится неконструктивный элемент оценки другого человека, что может быстро привести к конфронтации. «Вы-сообщения» создают впечатления вашей правоты и неправоты другого человека. Тем способом, которым их обычно произносят, легко можно вызвать раздражение оппонента, побудив его к защитной реакии. Рассмотрим как обвинительные «Вы-сообщения» можно превратить в более мягкие и эффективные «Я-сообщения».
  «Вы-сообщения»
  «Если что-то необходимо сделать Вы не звоните мне до последней минуты».
  «Я-сообщения»
  «Когда Вы в последнюю минуту звоните мне и просите составить планы, я не всегда бываю свободен для работы с Вами, хотя я готов сделать все, что могу. Иногда мне бывает обидно, что Вы не звоните мне так долго. Я был бы Вам весьма признателен, если бы в будущем Вы предупреждали меня чуть раньше».
  «Вы-сообщения»
  «Вы никогда не делаете то, что хочу я, Вы всегда поступаете по-своему усмотрению»
  «Я-сообщения»
  Когда Вы принимаете решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что Вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, чтобы были учтены желания обоих».
  Расчлененная на элементы модель «Я-сообщения»:
  «Когда Вы (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением), потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я хотел бы (описание вашего желания).
  Хотя обратная связь естественным образом возникает при любых взаимоотношениях, в тренинговых группах умение обеспечивать эффективную обратную связь целенаправленно развивается. Процесс развития обратной связи между каждым из членов группы и всей группой связан с наиболее глубокими переживаниями участников. В атмосфере взаимного участия и доверия обратная связь позволяет каждому следить за своим поведением и корректировать его так, чтобы оно было более эффективным.
  Реакции со стороны лишь одного человека может быть недостаточно, чтобы вызвавшее ее поведение было пересмотрено. Когда обратную связь дают несколько членов группы, она действует сильнее и обычно бывает более обоснованной. Обратная связь наиболее полезна, когда она достаточно репрезентативна, то есть отражает мнение большинства членов группы.


 
© www.txtb.ru