Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.2.3. Основные принципы поведения ведущего тренинговой группы

  Для эффективной работы с тренинговой группой руководителю необходимо придерживаться ряда принципов. Перечислим основные из них, и остановимся на характеристике каждого принципа.
  1) Принцип когнитивного поведения тренера.
  Тренер должен постоянно контролировать групповую ситуацию. Даже когда все процессы настроены, тренер должен «не спускать глаз» с членов группы. Он всегда должен знать:
  • на каком этапе и в какой стадии развития находится группа;
  • какова удовлетворенность участников группы;
  • кто фрустрирован;
  • какова эффективность групповой структуры;
  • каков уровень притязаний участников;
  • кто доминирует, кто изолирован, почему;
  • каков психологический статус каждого члена группы;
  • каково эмоциональное самочувствие каждого члена группы;
  • как каждый участник относится к тренеру;
  • кто сопротивляется, кто забегает вперед;
  • как относятся участники друг к другу.
  Такой тщательный контроль нужен, чтобы:
  1. ведущему владеть тренинговой ситуаций;
  2. осуществлять по мере необходимости коррекцию задач тренинга и разъяснение задач участникам.
  Разъяснение целей и задач тренинга — это основное в когнитивном поведения ведущего. Сначала мысль — анализ ситуации — действие — эмоционально выраженное отношение.
  2) Принцип наблюдения и коррекции влияния.
  Этот принцип созвучен с первым. В нем делается акцент на наблюдение за группой, при этом наблюдение за группой и использование его результатов должно осуществляться в форме невмешательства. Тренер организует группу в самом начале, далее она развивается сама по себе, групповая динамика идет самотеком. Не тренер подстраивает группу к своим заготовкам, а сам подстраивается к группе. Тренер занимает позицию наблюдателя и контролера, он вмешивается только при необходимости. Дача, смена, изменение упражнения. Тренер не навязывает группе свои цели, он достигает целей СПТ исподволь. Он как бы между прочим предлагает свои модели поведения.
  Основная задача ведущего — наблюдать групповое развитие и поведение каждого участника, контролировать тренинг, не навязывая свои решения. Тренер вмешивается только в критические моменты:
  • выраженная чья-то неудовлетворенность,
  • лабилизация,
  • неподготовленность участников к выполнению взятой роли.
  Не ведущий создает групповые процессы, сами участники группы создают их, тренер — инициатор на начальных этапах групповой динамики, дирижер.
  3) Принцип ориентации на спонтанность группы.
  Задача тренера доиться атмосферы, когда уже в 1-е часы группы каждый участник начал осознавать свою самостоятельность в какой-либо роли (лидера, ведомого). Ролевая дифференциация каждого участника группы создает спонтанность в развитии процессов СПТ. Если нет ответственности за собственные действия, то не возникает лабилизация, т.е. обостренное переживание ответственности за своё поведение. Ведущий выступает катализатором групповых процессов, как организатор, как наблюдатель, как контролер. Задача тренера вовлечь в групповую динамику каждого участника и каждый должен пройти все фазы тренинга.
  4) Принцип ориентации на успех в упражнении.
  Тренер должен быть ориентирован на успех в выполнении упражнений, и должен постоянно поддерживать эту ориентацию в каждом участнике. Преобладание установок не на успех могут служить причиной ранней лабилизации. Если часть членов группы показывают устойчивую ориентацию на успех, это тоже может мешать, надо уменьшить эту ориентацию, поручить участнику роли. в которых он почувствует себя успешным после преодоления значительных трудностей. Также малейший успех должен быть отмечен, чем больше успех, тем больше мотивация на дальнейшее продолжение тренинга. Все время, действуя в направлении успеха, тренер должен оставаться эмоционально нейтральным ко всем членам группы, ни кого не выделяя, но должен показывать положительную эмоциональную окраску на групповые процессы.
  Факторы, способствующие успешности в СПТ:
  • высокий уровень активности участников;
  • высокий уровень доброжелательности;
  • высокий уровень спонтанности;
  • своевременное прохождение всех фаз СПТ.
  5) Принцип подведения итогов упражнения.
  Смысл данного принципа состоит в следующем. Важно четкое окончание после каждого упражнения, сессии, дня. Каждое упражнение должно быть обсуждено после его выполнения. Тренер имеет возможность спросить участников о самочувствии, переживаниях. Все ответы участников обобщаются под позитивным углом. В резюме тренер упоминает активность каждого, обобщает с точки зрения целей тренинга, подчеркивает отдельные мысли, установки, чувства участников группы.
  6) Принцип индивидуализации целей тренинга.
  Для группы есть общие цели, но чтобы они были достигнуты, надо их приспособить к индивидуальным особенностям каждого участника. Общая цель тренинга должна достигаться путем индивидуализации.
  Приемы, способствующие индивидуализации целей тренинга:
  1. задания даются не всей группе, а отдельным участникам;
  2. упражнения, сюжетная линия игры подбираются в соответствии с индивидуальными чертами личности участников, и с учетом особенностей поведения, которые демонстрируются в группе;
  3. ведущий дает обратную связь каждому участнику, исходя из его индивидуальных особенностей.
  Также этот принцип включает в себя тот аспект, что каждый тренер должен использовать в работе лишь те методы, техники, принципы, которые соответствуют его индивидуальным способностям, подбирать группу с учетом своих индивидуальных особенностей.

 
© www.txtb.ru