Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.4. Понятие и сущность реабилитации. Социально-психологическая реабилитация

  Понятие реабилитации используется в различных областях науки и практики и включает ряд аспектов: правовой, медицинский, психологический, профессиональный, социальный. Например, правовой аспект реабилитации означает снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду. Чисто медицинское понимание реабилитации - это “восстановление здоровья пострадавшего в результате болезни, несчастного случая до возможного оптимума в физическом, духовном и профессиональном отношениях.”
  По определению Международной организации труда (МОТ) реабилитация - это восстановление здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями с целью достижения максимальной полноценности их с физической, психической, социальной и профессиональной точки зрения.
  Согласно К. Реннеру и Г. Юмашеву, реабилитация - это общественно необходимое функциональное и социально - трудовое восстановление больных и инвалидов (детей и взрослых), осуществляемое комплексным применением государственных, общественных, медицинских, психологических, педагогических, юридических и других мероприятий.
  Социальная реабилитация в целом - это комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Выделяются различные уровни социально - реабилитационной деятельности: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально - психологический, социально - ролевой, социально-бытовой, социально-правовой. Социально-психологическая реабилитация органично связана с другими ее формами. Социально-психологическая реабилитация позволяет клиенту (инвалиду и т. д.) успешно адаптироваться в окружающей среде и обществе в целом, обрести морально-психологическое равновесие, уверенность в себе, устранить психологический дискомфорт, зажить полноценной полнокровной жизнью.
  Сущность реабилитации может быть глубже понята позиций системного подхода. С точки зрения данного подхода, реабилитация представляет одновременно и цель (восстановление и сохранение статуса личности) и процесс (имеющий биопсихологические и социальные механизмы) и метод подхода к человеку, нуждающемуся в реабилитации. Реабилитация - это система отношений “человек - среда”, где человек выступает как организм и личность, как открытая система, а среда как единство биологических и социальных факторов.
  Реабилитация, как система включает комплекс отдельных подсистем и их взаимосвязь: клинико-биологическая (решение проблем гомеостаза, адаптации, компенсации); социально-психологическая (анализ проблем общения, отношения, взаимоотношения и пр.); этическая (анализ взаимоотношений социального работника с клиентом на основе принципа партнерства); социально - экономическая (анализ стоимости соответствующих затрат, экономической рентабельности реабилитационных мер); юридическая (разработка правовых норм и т. д.).
  Итак, общее содержание реабилитации, в частности, в отношении больных и инвалидов, состоит в следующем:
  1. Функциональное восстановление способностей больных и инвалидов и т. д.; в том числе - а) полное восстановление (реституция); б) компенсация при ограниченном или отсутствующем восстановлении (например, при неспособности работать правой кистью руки вследствие ее травмы приспособление к работе левой рукой);
  2. Приспособление к труду (трудотерапия);
  3. Непосредственная социально-психологическая реабилитация - приобщение личности к повседневной жизнедеятельности, включение в социальные отношения на основе восстановления психических функций и коммуникативных способностей. В 1960г. Создано Международное общество по реабилитации инвалидов, которое регулярно проводит конгрессы, помогает реабилитации людей в разных странах.
  Объектами социальной и социально-психологической реабилитации являются наряду с больными и инвалидами следующие группы людей: пенсионеры и пожилые; бомжи; беспризорные и бездомные дети и подростки; безработные; мигранты и беженцы; люди, оказавшиеся в критических экстремальных ситуациях; осужденные и бывшие осужденные; алкоголики, наркоманы и др.
  В целом в качестве объектов психологии социальной работы выступают три общих группы населения:
  1. социально малозащищенные группы (сироты, инвалиды и др.);
  2. маргиналы (бродяги, «бомжи» и др.)
  3. лица с отклоняющимся (девиантным) поведением (осужденные, алкоголики, наркоманы и др.)
  Таким образом, краткий анализ основных понятий и категорий психологии социальной работы дает общее системно - структурное представление о ней как об отдельной вполне самостоятельной науке и учебной дисциплине, усвоение которой необходимо социальным работникам.
  Перейдем теперь к анализу теоретико-методологического содержания на основе которого разрабатываются конкретные психотехнологии, социально-психологические методы и техника, инструментарий, используемые в психологической практике социальной работы.

 
© www.txtb.ru