Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.2.6. Социальный патронат

  Социальный патронат - форма индивидуальной профилактической работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите, и его семьей (т. е. форма социального обслуживания).
  Необходимо наличие конкретного специалиста (куратора, роль которого сегодня выполняет социальный работник или социальный педагог), который мог бы «вести» семью и ребенка, направлять его на консультации к юристам и психологам, собирать информацию от других специалистов о нем, быть в курсе всех проблем, стать посредником между семьей и различными ведомствами: милицией, органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних и т. д. Только таким образом можно выбрать стратегию и тактику социальной реабилитации клиентов и успешно осуществить ее.
  Необходима организация районных комплексов, включающих в себя службы, состоящие из специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг.
  Данная схема работы по месту жительства была опробована на базе территориального комплекса социальной защиты детей и подростков в г. Санкт-Петербурге (1994 г.).
  В структуру комплекса входит ряд подразделений.
  1. Служба социальной работы с семьей - занимается выявлением дезадатированных детей на территории района, сотрудничает с различными учреждениями, органами правопорядка и общественными организациями. В функции этой службы входят так же анализ факторов социальной дезадаптации, изучение особенностей личностного развития и поведения детей, анализ жизненных ситуаций в семьях, определение причин возникновения конфликтов, корректирование семейных отношений. Кроме этого, специалисты способствуют изменению отношения детей к учебной деятельности, восстановлению их социального статуса, оказывают помощь в профессиональной ориентации, получении специальности и трудоустройстве родителей.
  Специалисты службы взаимодействуют с ИДН, РОНО и др., проводят первичный прием клиентов, накапливают информацию, проводят необходимую социальную работу с семьями и отдельно с детьми, корректируют деятельность других служб комплекса, осуществляют индивидуальный подход, т. е. учитывают реальную жизненную ситуацию.
  2. Юридическая служба консультирует клиентов по всем юридическим вопросам, составляет документы, необходимые для защиты прав клиента, отстаивает интересы клиентов.
  3. Психологическая служба проводит психодиагностику, информирует социальных работников о психических особенностях клиентов, вырабатывает конкретные рекомендации по предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций.
  4. Психотерапевтическая служба проводит коррекционную работу с детьми и семьями индивидуально и в группах.
  5. Медико-социальная служба оказывает первичную медицинскую помощь, осуществляет медицинское патронирование детей и семей, направляет при необходимости на госпитализацию. Дает рекомендации по работе с клиентами с учетом медицинских показаний.
  6. Стационар дневного пребывания выполняет функции социальной гостиницы: питание, культурные и образовательные мероприятия.
  7. Школа восстановительного обучения ликвидирует пробелы в образовании детей.
  Представленная структура может быть изменена в соответствии с конкретными социальными проблемами того или другого района.
  Можно выделить группы клиентов, которым требуется помощь специалистов по социальной работе.
  Формально благополучные семьи, в которых по разным причинам есть дети, склонные к безпризорности, проявляющие отклонения от норм поведения в школе и на улице. Социальный работник должен ограничиться рекомендательной практикой, выступать в качестве посредника, информируя родителей о путях решения их проблем через специалистов.
  Социально неблагополучные семьи при формально благополучных детях. Конфликтные семьи, где родители систематически культивируют агрессивный стиль во взаимодействиях сторон и высока социально-психологическая дезадаптация их детей. Семьи, где родители испытывают экономические затруднения. Аморальные семьи. Здесь необходимо активное посредничество, совместная деятельность с правоохранительными органами, организация социально­экономической поддержки, воспитание членов семьи.
  Дети из семей, неосторожно или намеренно расстающихся со своим жильем. Задача социального работника - предотвратить возможность манипуляций с жильем, использовать полномочия органов опеки и прокуратуры, а при случившемся факте - информировать соответствующие инстанции.
  Семьи, где дети подвергаются насилию. В случаях физического и сексуального насилия социальный работник организует вмешательство специалистов кризисной службы, органов прокуратуры, эвакуирует ребенка. Проводит воспитательную работу с родителями.
  Группа школьных проблем (отказ от посещения школы, фактически изгнанные из школы).
  Дети и подростки из благополучных семей, большую часть времени проводящие в местах криминального риска, на тусовках.
  Несовершеннолетние бомжи из аморальных семей, из семей, где в настоящее время у детей отсутствуют возможности проживания.
  Несовершеннолетние проститутки, беременные женщины.
  Дети, склонные к употреблению алкоголя, к наркомании и токсикомании.
  В Санкт-Петербурге организована Служба уличной социальной работы. Ее основные функции:
  - первичная социальная работа в местах скопления детей;
  - формирование банка данных об уличных детях, неформальных сообществах;
  - координация деятельности различных социозащитных структур;
  - информационно-методическое обеспечение социальной защиты детей семей;
  - экспериментальная работа с опасными и экстремистскими молодежными сообществами.
  Структура службы:
  Оперативный отдел занимается поиском и организацией первичной адаптации детей, основная работа на улице;
  Отдел социального сопровождения - юристы, психологи, педагоги, социальные работники;
  Мобильная школа восстановительного обучения;
  Методический отдел;
  Диспетчерская служба социальной помощи.
  Приведенная схема организации социальной работы по месту жительства позволяет максимально эффективно обеспечить комплексную защиту прав детей и решить многие проблемы семей.

Вопросы и задания для самоконтроля

  На кого возлагаются обязанности по осуществлению государственной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
  На какие органы возлагается опека (попечительство) над детьми?
  Кто обязан сообщать сведения о детях, оставшихся без попечения родителей?
  В какой срок органы опеки (попечительства) должны провести обследование?
  В какой срок руководители социальных учреждений должны сообщить сведения в органы опеки (попечительства)?
  В какой срок органы опеки (попечительства) должны обеспечить устройство ребенка?
  Перечислите основания, когда родителей могут лишить родительских прав.
  Раскройте технологию усыновления (удочерения).
  Назовите функции социального работника при усыновлении (удочерении).
  Над какой группой детей устанавливается опека?
  Над какой группой детей устанавливается попечительство?
  Кто может быть опекуном (попечителем)?
  Какие органы осуществляют функции по опеке (попечительству)?
  Как организуется приемная семья?
  Назовите общее число детей в приемной семье (по положению).
  Как осуществляется материальное обеспечение приемной семьи?
  Раскройте основной принцип деятельности государственных учреждений для детей-сирот.
  Опишите структуру территориального комплекса социальной защиты детей в г.Санкт- Петербурге.

 
© www.txtb.ru