Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.2.2. Технология обязательного пенсионного страхования

  Всеобщая Декларация прав человека 1948 года в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Ст. 25 Декларации связывает реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях наступления старости, болезни, инвалидности или в иных случаях утраты средств к существованию по не зависящим от гражданина обстоятельствам.
  Основной формой социального обеспечения является государственное (обязательное) социальное страхование, которое охватывает наемных работников, т. е. каждый работающий по найму, гражданин подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию. Следовательно, одним из важных элементов государственного (обязательного) социального страхования следует назвать обязательное пенсионное страхование.
  Обязательное пенсионное страхование базируется на Конституции РФ, ФЗ №167 от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», ФЗ №173 от 17.12.2001 г. « О трудовых пенсиях в РФ».
  Под обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимают исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти.
  Субъектами ОПС являются федеральные органы власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
  Страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд и его территориальные отделения составляют единую централизованную систему органов управления средствами ОПС в России. Государство несет ответственность по обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными лицами. Страховщиками могут быть и негосударственные фонды.
  В системе обязательного пенсионного страхования страхователями являются:
  - лица, производящие выплаты физическим лицам - организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
  - индивидуальные предприниматели, адвокаты и др.; физические лица, добровольно перечисляющие страховые взносы.
  К застрахованным лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане, проживающие на территории России, и лица без гражданства:
  - работающие граждане по трудовому договору или по договору по выполнению работ или услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  - граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой; члены крестьянских (фермерских хозяйств); граждане, работающие за пределами территории РФ.
  Обязательным страховым обеспечением по ОПС являются страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости; страховая и накопительная части по инвалидности; страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца; социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти. Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, перечисляемых в федеральный бюджет, а финансирование и выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета ПФ. При этом финансирование выплаты накопительной части осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
  Субъекты ОПС наделены определенными полномочиями, обязанностями и правами. Федеральные органы государственной власти принимают и утверждают бюджет Пенсионного фонда (ПФ), определяют условия формирования и инвестирования средств, обеспечивают финансовую устойчивость и сбалансированность системы, управляют системой ОПС.
  Страховщик в системе ОПС обосновывает размеры тарифов страховых взносов, назначает и выплачивает обязательное страховое обеспечение, ведет регистрацию страхователей и банк данных о них. Контролирует использование средств, консультирует страхователей и др. Страховщик может проверять документы у страхователей, получать у налоговых инспекций необходимую информацию о страхователях и застрахованных лицах.
  Страхователи обязаны зарегистрироваться в течение 30 дней, своевременно уплачивать взносы в ПФ, представлять документы для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения и ведения индивидуального (персонифицированного) учета, сообщать о своей ликвидации (реорганизации) в течение 3 дней, а об изменении учредительных документов и реквизитов - в течение 5 дней.
  Застрахованные лица обязаны предъявлять достоверные ведения, необходимые для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, сообщать страховщику обо всех изменениях. Застрахованные граждане могут получать от работодателя о начислении страховых взносов и осуществлять контроль перечисления в ПФ.
  Страхователи и застрахованные лица могут обращаться в суд для защиты своих прав. Средства ОПС - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика. Основными источниками средств системы обязательного пенсионного страхования являются страховые взносы в Пенсионный фонд и средства федерального бюджета. Средства федерального бюджета выделяются на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Также они направляются на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до 1,5 лет и период прохождения военной службы по призыву.
  Размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов называется тарифом страхового взноса. Под базой начисления понимается фонд оплаты труда. Тарифы страховых взносов различны для страхователей. Разработана и применяется таблица тарифов страховых взносов. Тариф зависит от базы для начисления страховых взносов, возраста и пола застрахованного лица.
  Таким образом, составная часть единого социального налога, направляемая в ПФ и равная 28% фонда оплаты труда, распадается:
  - 14 % не распределяются не по каким счетам - идет на выплату базовой части трудовой пенсии. Из них платят пенсии нынешним пенсионерам;
  - другая доля, равная 11%, направляется на индивидуальный счет работника моложе 35 лет (12% для работников старше 35 лет, 14% для мужчин до 1952 года рождения и женщин до 1956 г.р.), но виртуально - «живые» рубли уходят на выплаты сегодняшним пенсионерам. Однако, когда сам работник отправится на пенсию, пенсионный капитал будет учтен при расчете страховой части его пенсии. Взносы на мужчин, которым исполнилось 51 год, и женщин старше 47 делятся не на три, а на две части: 14% - на базовую пенсию и 14% - на страховую;
  - оставшаяся доля - 3% для работников моложе 35 лет (2% - старше 35 лет) направляется на индивидуальный счет работника в Пенсионном фонде «живьем» (пополняет накопительную часть трудовой пенсии). Их можно по желанию перевести в негосударственный пенсионный фонд (с 1 января 2004 года), доверить частной управляющей компании или оставить в распоряжении государственной управляющей компании.
  Застрахованное лицо получает пенсионную книжку, в которой отражается информация о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в ПФ. Ежегодно ПФ направляет застрахованному лицу выписки о состоянии специальной части, а застрахованный гражданин самостоятельно включает эти сведения в пенсионную книжку. Застрахованное лицо может отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФ и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд с 1 января 2004 года.

 
© www.txtb.ru