Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


ГЛОССАРИЙ

  Абилитация - способность, умение, ловкость, дарование, компетенция.
  Авторитарный руководитель - руководитель, имеющий достаточный объем власти, чтобы навязать свою волю исполнителям.
  Адаптивная структура - организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и, тем самым, принципиально отличающаяся от механической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.
  Адаптация сотрудников - процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системы неформальных связей.
  Аддитивный - (лат. прибавление) - получаемый путем сложения.
  Анализ внешней среды - процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.
  Бихевиоризм - одно из направлений психологии; бихевиоризм считает предметом психологии поведение, под которым понимаются физиологические реакции на стимулы.
  Бюрократия - тип организации, для которой характерно специализированное распределение труда, четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника.
  Вертикальное разделение - разделение и координация усилий, и выполнения составляющих работу компонентов (управление и производство). Вертикальное разделение труда создает уровни управления.
  Власть - возможность или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.
  Власть в организации - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия части людей в организации на выполнение заданий.
  Внешние поощрения - относится все, что в рамках мотивации имеет какую-либо ценность для сотрудников организации и может быть предложено им в качестве стимула к работе. Это заработная плата, социальные блага, престижное помещение для работы и т. п.
  Внутренние вознаграждения - ценности, приписываемые человеком процессу совершения работы, например, удовлетворение от достижения поставленных целей. Внутренние вознаграждения удовлетворяют потребности высшего порядка.
  Вторичные потребности - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие, как оценка, привязанность и власть.
  Гигиенические факторы - согласно двухфакторной теории Герцберга - это факторы, лежащие в среде, окружающей сферу деятельности человека. Их отсутствие может вызвать неудовлетворенность, но не может активно мотивировать поведение.
  Группа руководителя - группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.
  Делегирование - передача задач и прав получателю, который принимает на себя ответственность.
  Демократический руководитель - руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчиненных, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.
  Децентрализованная организация - организационная структура, в рамках которой право принимать решения распределяется вплоть до нижестоящих управленческих уровней.
  Дивизиональная организационная структура - тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых функциональные структуры уже перестают быть эффективными. Основными типами являются региональные и продуктовые структуры, а также, ориентированные на покупателя.
  Должностная инструкция - краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации.
  Единоначалие - принцип построения организации, согласно которому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним.
  Иерархическая структура - организационная структура, характеризующаяся многоуровневым управлением и незначительным объемом управления на каждом уровне.
  Иерархия потребностей Маслоу - подразделение всех потребностей людей на пять групп: физиологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.
  Интерпретация - истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.
  Кадровый резерв - группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку.
  Клиент социальной службы - гражданин России, иностранного государства или лицо без гражданства, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.
  Компенсация - денежное вознаграждение, выплачиваемое организацией своим сотрудникам за выполненную ими работу.
  Концепция - система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов; единый, определяющий замысел, ведущая мысль научного труда и т.д.
  Конфликт - несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
  Конфронтация - противопоставление, противоборство, столкновение.
  Корреляция - соотношение, взаимосвязь, взаимозависимость, предметов, явлений или понятий.
  Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.
  Критерии для принятия решения - нормы, с которыми можно соотнести альтернативные варианты решения.
  Либеральный руководитель - руководитель, который дает своим подчиненным почти полную свободу в выборе рабочих задач и контроле своей работы.
  Лобби, лоббизм - представители законодательных органов, оказывающих в интересах монополий воздействие на законодателей и государственных служащих в пользу того или иного решения при принятии законов, размещении правительственных заказов и т.п.
  Матричная организация - тип адаптивной структуры, в которой члены сформированной группы несут ответственность за свою деятельность и перед руководителем данного конкретного проекта, и где работают постоянно.
  Методология - учение о научном методе познания; совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
  Миссия - в планировании основная общая цель или задача организации.
  Модель Хоманса - теория группового поведения, помогающая объяснить, как в рабочей обстановке образуются неформальные группы, которые влияют на поведение людей во время работы. Ее элементами являются взаимодействие, чувства и действия.
  Незапрограммированное решение - выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации, или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
  Неформальные группы - спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели.
  Норма - установленная мера, средняя величина чего-либо, например, норма обслуживания, норма выработки.
  Норматив - экономический, технический и т. д. показатель норм, в соответствии с которыми производится какая-либо работа, выполняется какая-либо программа.
  Обратная связь - реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, воспринята ли отправленная им информация.
  Обязательные согласования - форма административных полномочий, при которой линейные руководители обязаны обсуждать соответствующие вопросы с обслуживающим персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.
  Оптимизация - нахождение наибольшего или наименьшего значения какой-либо функции или выбор наилучшего (оптимального) варианта из множества возможных.
  Парадигма - система форм одного и того же слова, в частности, представленная в виде таблицы.
  Параллельные полномочия - форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководителя.
  Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
  Планирование потребности в персонале - кадровая программа, направленная на оценку как количественной, так и качественной потребности в персонале, отвечающая на вопросы: сколько, когда и какого персонала потребуется организации.
  Плоская структура - структура организации, характеризуемая малым числом уровней управления и широким объемом управления.
  Потребность - объективная нужда субъекта (человека, организации, социальной группы, социума) в чем-либо необходимом для поддержания его жизнедеятельности. Потребности выступают источником его активности.
  Принцип соответствия - принцип, согласно которому руководство должно делегировать индивиду достаточно полномочий, чтобы он был в состоянии выполнять те задачи, за которые несет ответственность.
  Прогнозирование - метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предложения относительно будущего.
  Процессный подход к управлению - подход к управленческой теории, основывающийся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий или функций.
  Ранжирование - ставить в ряд по степени важности, значительности; по росту, по размеру.
  Рестрикционизм - сознательно ограничение нормы выработки (работа с прохладцей).
  Руководство организации - способность оказывать влияние на лиц и группы, побуждая их работать на достижение целей организации.
  Система - единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.
  Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально­правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации, абилитации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействие людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей.
  Социальная служба - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
  Социальная услуга - действия по оказанию клиенту социальной службы помощи, предусмотренной Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195.
  Специализация - с точки зрения технологии, это ситуация, при которой лица, как лучшим образом справляющиеся с данной работой, выполняют ее для всей организации. Термин относится к горизонтальному разделению труда.
  Стандартизация - установление в государственном масштабе единых норм и требований, предъявляемых к материалам, производственным процессам, готовым изделиям и т.д.
  Стиль руководства - обобщенные виды поведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе достижения поставленных целей.
  Трудная жизненная ситуация - положение, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.), которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи, с чем ему необходима поддержка и помощь социальных служб.
  Убеждение - приемы эффективного сообщения точки зрения одного человека другим.
  Унификация - приведение чего-либо к единой системе, форме, к единообразию.
  Фильтрация - тенденция искажения сообщений по мере их движения вверх, вниз или на каком-либо уровне в пределах организации.
  Формальная организация - группа, специально сформированная руководством посредством организационного процесса. Ее целью обычно является выполнение какого-либо конкретного задания.
  Централизация - условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.
  Этика - принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.
  Этические нормы - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

 
© www.txtb.ru