Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.5. Деятельность отдела социальной защиты населения

  На техническом уровне управления в социальной работе рассмотрим деятельность отдела социальной защиты на примере отдела социальной защиты (ОСЗН) населения по Фрунзенскому району управления социальной защиты населения администрации города Владивостока Приморского края.
  Для определения места отдела в управлении социальной защиты населения г. Владивостока рассмотрим рис.6.

Рисунок

  Отдел социальной защиты населения по Фрунзенскому району администрации города Владивостока является структурным подразделением управления социальной защиты населения администрации г. Владивостока.
  Источниками финансирования являются бюджеты всех уровней. Финансирование осуществляется в порядке, установленном органами, производящими выделение денежных средств.
  В состав отдела входят следующие сектора:
  • по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;
  • семьи, материнства и детства;
  • по назначению и выплате детских пособий;
  • бухгалтерского учета и контроля.
  Основными целями деятельности отдела являются:
  1. Работа с населением по разъяснению порядка реализации льгот, предусмотренных Федеральными законами, ведется на основании следующих федеральных законов:
  а) «О ветеранах» №535-ФЗ от 12.01.1995 г.;
  б) «О погребении и похоронном деле» №8-ФЗ от 12.01.1996 г.;
  в) «О реабилитации жертв политических репрессий» №1761-от 18.10.1991 г.;
  г) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №184-ФЗ от 24.11.1995 г.; д) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17.03.1999 г.;
  е) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» 09.05.1995 г.;
  ж) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС» № 179-ФЗ от 24.11.1995 г.
  И Указом президента РФ «О предоставлении льгот бывшим узника концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй Мировой войны» №1235 от 15.10.1992 г., Указом президента РФ №431 от 05.05.1992 г., «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» и другими нормативными актами;
  2. Реализация на территории Фрунзенского района решений и постановлений краевой и городской администрации по вопросам социальной защиты населения;
  3. Обеспечение правильного и своевременного назначения и выплат, установленных законодательством ежемесячных пособий на детей, компенсационных и других социальных выплат в соответствии с действующим законодательством РФ, законодательством Приморского края;
  4. Организация работы по привлечению внебюджетных средств для финансирования программы социальной помощи населению района.
  Функции и деятельность отдела.
  Отдел в соответствии с возложенными на него задачами:
  1) выявляет причины и факторы социального неблагополучия малообеспеченных групп населения, их потребности в помощи, обследует по месту жительства, ставит на учет и вносит предложения в управление социальной защиты населения по оказанию им социальной поддержки;
  2) осуществляет реализацию постановлений, распоряжений администрация города и городскую программу социальной поддержке малообеспеченные слоев населения на территории района;
  3) формирует базу данных: льготных категорий граждан, получателей пособий, компенсационных выплат, ведет их учет, производит выплаты;
  4) ведет сбор документов на оформление удостоверений о праве на льготы;
  5) по поручению управления представляет данные для сверки с организациями, предоставляющими льготы, в соответствии с Федеральными законами для возмещения расходов из Федерального бюджета и Федерального Фонда компенсаций;
  6) распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
  7) ведет бухгалтерский учет денежных средств, материальных ценностей в соответствии с собственной сметой доходов и расходов, утвержденной вышестоящим руководителем;
  8) ведет учет лиц из числа жителей района, нуждающихся в обеспечении индивидуальными средствами передвижения, санаторно-курортном лечении, определении в дома-интернаты общего и специализированного типов, в надомном обслуживании и выполняет конкретные решения по этим вопросам;
  9) готовит первичные документы по оформлению попечительства над совершеннолетними дееспособными лицами в форме патронажа в соответствии с законодательством;
  10) организует выдачу гуманитарной помощи населению района;
  11) предоставляет в управление социальной защиты населения планы, статистические отчеты и отчеты о проделанной работе в установленные сроки;
  12) рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, своевременно готовит ответы на них;
  13) оформляет и выдает листы поездных талонов льготным категориям граждан;
  14) организует работу с дезадаптированными лицами; лицами, освобожденными из мест лишения свободы;
  15) при обеспечении соответствующих условий организует работу по социальной реабилитации инвалидов, профессиональному обучению инвалидов, содействует в постановке на учет в службе занятости населения, направляет для обучения в высшие и профессионально­технические учебные заведения детей - инвалидов;
  16) осуществляет меры по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, представляет предложения в управление по организации занятости, трудоустройства, оздоровления и отдыха детей, состоящих на учете в отделе;
  17) проводит прием граждан по вопросам социальной защиты;
  18) представляет в управление социальной защиты населения предложения по улучшению условий труда, созданию сети автоматизированных рабочих мест (АРМ) и использованию программного обеспечения в работе всего отдела, обеспечения персональными ЭВМ.
  Сфера деятельности.
  Отдел организует свою работу по следующим направлениям:
  - по работе с ветеранами, инвалидами и пожилыми людьми;
  - по вопросам социальной помощи семье, материнству и детству;
  - по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей;
  - по организации бухгалтерского учета и контроля.
  Основные формы работы отдела:
  - организация работы по делопроизводству и документационному
  - обеспечению отдела согласно номенклатуре дел;
  - формирование архива документов.
  Основные нормативные документы, используемые данной организацией.
  Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Федеральными законами, законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ ", Законом Приморского края " О внесении изменений и дополнений в Закон Приморского края», " О муниципальной службе в Приморском крае ", приказами, постановлениями, распоряжениями Главы администрации г. Владивостока, приказами, распоряжениями начальника УСЗН администрации г. Владивостока, приказами начальника ОСЗН по Фрунзенскому району г. Владивостока, а также Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, распоряжениями губернатора края: № 1096 от 29.09.1999 г. " Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка ", № 120 от 28.02.2002г. " Об утверждении Порядка погашения кредиторской задолженности по государственным пособиям гражданам, имеющим детей ", № 119 - ФЗ от 04.06.1997г. " Об исполнительном производстве "; приказами и инструкциями Министерства труда и социального развития РФ и уставом г. Владивостока.
  Описание работы с клиентами.
  Отдел осуществляет на территории Фрунзенского района г. Владивостока работу по социальной защите нетрудоспособного населения и малообеспеченных семей с несовершеннолетними детьми, а также нуждающихся в государственной поддержке других групп населения.
  Клиенты принимаются три раза в неделю - по понедельникам, средам и пятницам. Количество клиентов составляет примерно от 90 человек в неделю, их возраст варьирует от 14 до 60 лет.
  Проблемы, с которыми обращаются в данную организацию, разнообразны. Например, для получения пособий на детей, единовременного и ежемесячного; в случае возникновения задолженности по выплате детских пособий; при недостатке материальных средств к существованию; потере кормильца; по вопросам назначения опекунства; а также при смене места жительства в связи с переездом в другой район и перенесении места выплаты пособий. В ОСЗН оказываются услуги по предоставлению путевок для улучшения здоровья в курортной зоне или доме отдыха.
  При обращении клиента в организацию с ним проводится беседа (по форме интервью) и составляется акт обследования материально - бытовых условий и семейного положения по следующему плану. Определяется категория семьи (полная, неполная многодетная, опекунская, с ребенком инвалидом, с родителем инвалидом), Ф.И.О. клиента и членов его семьи; наличие детей, их возраст и посещаемость ими детских учреждений; состояние здоровья членов семьи; основные источники дохода (зарплата, пенсия, алименты) и дополнительные; жилищные условия, размер жилой площади. Анализируется наличие предметов первой необходимости и предметов роскоши; наличие в семье транспорта, приусадебного участка, дачи, огород. На основе этого принимается решение, в чем нуждается семья, и какая помощь ей будет оказываться.
  Для решения проблем клиентов часто необходимо привлечение других организаций, поэтому отдел взаимодействует: с предприятиями, организациями всех форм собственности и общественными объединениями по вопросам организации работы в области социальной политики и по предоставлению льгот предусмотренных Федеральными Законами; с государственными учреждениями Пенсионного Фонда Приморского края по обмену необходимой информации; с учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы по вопросам определения инвалидности и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
  Перечень оказываемых услуг в ОСЗН: назначение, перерасчет и выплата пособий; прием граждан и проведение консультаций по вопросам назначения и выплат пособий на детей; выдача справок в суд о задолженности по выплате пособий; выдача удостоверений одиноким матерям при обращении последних в суд или отдел субсидий; осуществляется помощь семье при определении детей в школы, детские сады и т.д.; определяет статус - иждивенца, опекуна, однофамильца; подготавливает дела для отправки в другие отделы и управления; оформляет ходатайство в фонд социального страхования, оказывает помощь малообеспеченным группам населения, производит льготные выплаты, обеспечивает людей с ограниченными способностями индивидуальными средствами передвижения и гуманитарной помощью, выдает проездные талоны льготной категории граждан, содействует в установлении инвалидности, в реабилитации инвалидов, трудоустройстве, оздоровлении и пр.
  В ОСЗН может обратиться каждый нуждающийся в помощи человек практически по любому вопросу, поделиться своими трудностями и получить как материальную, так и психологическую поддержку.
  Персонал в отделе работает, каждый из сотрудников выполняет свои обязанности согласно должностным инструкциям. Это профессионалы своего дела, знающие права граждан и защищающие их в меру своей компетенции и закона.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой управление?
  2. Назовите уровни управления.
  3. Приведите значения менеджмента в социальной работе.
  4. Раскройте понятия субъекта, объекта, управления в социальной работе.
  5. Кто осуществляет управление социальной работой на институциональном уровне?
  6. Приведите функции Министерства здравоохранения и социального развития.
  7. Кто осуществляет организацию предоставления социальных гарантий, социального обслуживания? Осветите функции.
  8. Кратко осветите положение об управлении социальной защиты администрации Приморского края.
  9. Какова структура управления социальной защиты администрации Приморского края, и какие функции выполняют отделы?
  10. Структура и функции отдела социальной защиты по Фрунзенскому району г. Владивостока.


 
© www.txtb.ru