Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3. Целевые и нормативные основания взаимодействий в социальной работе

  Взаимодействия в социальной работе, как и в других социальных системах, подвержены регулированию как со стороны выбора средств и способов действия, так и со стороны цели, на которую они направлены. Регулирование средств, используемых для достижения цели, связано с нормами деятельности, а регулирование самих целей - с ее ценностями.
  Взаимодействия являются сущностью социальной работы с позиции целеполагания и с точки зрения ее нормативной стороны. Они носят целенаправленный характер, причем целевые основания социальной работы вытекают из ее базовых ценностей.
  Следует указать на главную цель деятельности субъектов социальной работы - это социальные изменения, позволяющие группе и личности удовлетворять потребности в поддержании и воспроизводстве оптимальных условий существования и развития, реализовывать свой потенциал как человеческих существ, а обществу - развиваться в коэволюционном единстве с природой.
  Процесс социальной работы, таким образом, является процессом социальных изменений. Поскольку социальные изменения предполагают сознательную деятельность по трансформации социальных взаимодействий или социальной ситуации (79. С.43), важно определить их конкретное содержание. Основываясь на процессуальном и системном началах социальной работы, можно дать следующее определение.
  Социальная работа - это вид гуманистической деятельности, включающей в себя широкий спектр взаимодействий ее субъектов, целью и результатом которых являются позитивные для жизнедеятельности человека социальные изменения.
  Изменения происходят вследствие разносторонней деятельности социального работника, направленной на клиента и осуществляемой вместе с ним. Ведущий аспект здесь - оптимизация жизнедеятельности активного субъекта в целях преодоления трудной жизненной ситуации на основе помощи и самопомощи, направляемой специалистом. Итак, социальные изменения лежат в основе процесса социальной работы.
  В «Концепции развития социального обслуживания населения в Россий- ской Федерации» 1993 г. и последующих документах, постулирующих основы социальной работы на федеральном и территориальном уровнях, дается более узкое определение социальной работе, охватывающее лишь ее микросоциаль- ный аспект. «Социальная работа - профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, уход и обслуживание больных и одиноких, педагогическую и психологическую поддержку, ориентирующую нуждающихся в помощи на собственную активность по разрешению трудных ситуаций и помогающих им в этом» (81. С.15). Однако и в этом определении наиболее существенным выглядит аспект социальных изменений, позволяющий клиенту постепенно превращаться из пассивного получателя помощи в ее субъекта, способного оказать себе помощь самостоятельно и при поддержке специалиста.
  Вытекающие из главной цели частные цели и задачи социальной работы взаимообусловлены, они меняются в зависимости от конкретных социальных условий, сферы социальной практики, характера проблемы клиента, его личностных особенностей и т.д. Основными целями и задачами выступают: интеграция социальных сил (институтов и организаций, заинтересованных индивидов и социальных групп) для оказания социальной помощи и адаптации индивида к меняющемуся социуму; инициирование объектов социальной работы для включения их действий в процесс социальных изменений; поиск и освоение новых источников помощи, и как итог изменений - достижение такого результата, когда у клиента отпадает необходимость в помощи социального работника (15. С.95; 30. С.59; 46. С.178-179).
  Целесообразность социальной работы вызывает необходимость ее правового и инструментального обеспечения, так как основанием деятельности является сознательно формулируемая цель.
  Задание
  Охарактеризуйте более подробно цели социальной работы, обратившись к разделу 3.3.
  Нормы, указывающие на правила деятельности в системе социальной работы, воплощены в ее правовых основах. Система социальной работы может успешно функционировать лишь при наличии ее правового обеспечения, т.е. совокупности реально и систематически применяемых юридических средств, за реализацию которых несет ответственность государство. Юридические средства социальной работы представляют собой систему нормативно-правовых актов, обеспечивающих законность принятия решений и упорядоченность деятельности социальных учреждений.
  Правовую основу социальной работы в России заложили документы 90-х гг. XX в. - Конституция РФ, Законы РФ «О занятости населения в Российской Федерации» 1991 г., «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» 1992 г., «О ветеранах» 1994 г., «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» 1995 г., «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» 1995 г. и др.
  В этот период сформировалось правовое поле социальной работы как система юридических средств, регламентирующих правовые отношения между субъектами и объектами социальной работы. Правовые нормы, законы выполняют обеспечительно-организующую и контролирующую функции относительно формирования и функционирования социальных служб, регулируя содержание и принципы их деятельности. Также в рамках правового поля могут легитимно действовать специалисты, наделенные правами и обязанностями в сфере социальной защиты населения.
  С точки зрения объекта социальной работы, принято подразделять ее правовые акты на общесоциальные, которые направлены на оказание помощи и поддержки всему населению (например, Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний» 1998 г.), и на адресные, направленные на защиту определенной социальной категории (например, Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.). Возможна также классификация нормативных актов социальной работы по содержательному критерию, когда выделяют государственно-правовые, финансово-экономические и директивно-распорядительные акты.
  На международном уровне правовая система социальной работы в России опирается на регламентирующие и рекомендательные документы мирового сообщества - декларации, конвенции, резолюции ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.
  На федеральном уровне в основе деятельности социальных работников лежат Конституция и Кодексы РФ, законы и подзаконные акты внутригосударственного значения.
  На уровне субъектов федерации и на муниципальном уровне субъектов, также обладающих правом законодательной инициативы, нормативные акты, регулирующие социальную работу на данной территории, принимаются с учетом местных условий. Они имеют ограниченную сферу применения и не должны противоречить федеральному законодательству.
  Развитие правового поля социальной работы происходит по двум направлениям: совершенствование законодательства, разработка и принятие новых правовых актов, поддерживающих социальную работу с трудящимися гражданами, семьей и детьми, мигрантами, безработными, бездомными и пр.; обеспечение более полной реализации уже имеющихся юридических норм. Эффективность правового механизма защиты интересов человека при этом зависит не только от политики государства, но и от непосредственных взаимодействий субъектов и объектов в правовом поле социальной работы.
  Нормы могут рассматриваться и в качестве стимулов социальной деятельности, и в качестве правил, указывающих на средства для достижения ее целей и решения задач. Такими средствами в социальной работе выступают ее ресурсы.
  Задание
  С помощью словаря основных терминов в конце данного учебного пособия раскройте взаимосвязь понятий ценностей и норм деятельности.
  Ресурсы социальной работы - это источники средств и возможностей, к которым специалист обращается для решения социальных проблем и удовлетворения потребностей клиентов. К ресурсам следует отнести материальные средства, специальные знания и умения, мотивацию клиентов, потенциал управленческих структур и т.д. (55. С. 60).
  С помощью ресурсов совершаются целесообразные действия, прежде всего, на микроуровне деятельности, в конкретных ситуациях социальной работы. Они позволяют людям успешно адаптироваться во внешней среде.
  Понятие «человек в ситуации социальной работы» восходит к ее психодинамической модели (Ф.Холлис, Г.Берлер и др.) и определяет состояние людей, нуждающихся при решении социальных проблем в помощи и поддержке профессиональных социальных работников путем социальной диагностики и терапии. В целях улучшения взаимодействия между людьми в данной модели рассматривается также роль социального окружения объектов социальной работы и отношений в обществе (28. С.4).
  С точки зрения средств деятельности, помощь специалиста может касаться как создания новых ресурсов, так и активизации уже имеющихся, с целью их более эффективного использования. Оценивая ресурсы, социальный работник принимает во внимание возможности общества, собственные профессиональные возможности и возможности самих клиентов.
  Классифицировать ресурсы социальной работы можно по целому ряду оснований:
  - по отношению к субъектам и объектам социальной работы - это внутренние и внешние ресурсы;
  - по форме реализации - это официальные и неофициальные ресурсы;
  - по возможности применения - это реально существующие и потенциальные ресурсы;
  - с точки зрения управления системой - это управляемые и неуправляемые ресурсы;
  - по содержанию - это материальные, духовные, организационные и другие ресурсы.
  Человек в ситуации социальной работы воспринимается как система и комплекс ресурсов, используемых для достижения поставленных целей. Нормальное функционирование личности связано с достижением гармонии между ее собственными ресурсами и ресурсами среды. Возможность обеспечения ресурсами, для превращения их в конкретное благо для человека, связана в социальной работе с оптимальными взаимодействиями специалиста и клиента, с продуктивным обменом их потенциальными возможностями. Следовательно, социальный работник в каждой проблемной ситуации должен направлять процесс, ведущий к ее изменению, выявляя причины, по которым те или иные ресурсы не в состоянии обеспечить потребности людей.
  Существует такая организационная составляющая в использовании ресурсов, как их мобилизация. Мобилизация ресурсов - меры, направленные на максимальное удовлетворение потребностей клиента в конкретных ресурсах. Главная задача специалистов - мобилизовать ресурсы клиента на самостоятельное решение социальных проблем, чтобы в трудной жизненной ситуации они использовались непосредственно самим субъектом, благодаря чему им преодолевались бы жизненные кризисы. В случае невозможности самостоятельного разрешения проблемы социальный работник должен увеличить ресурсы клиента. Для этого он, прежде всего, должен обладать ресурсами, черпая их, в частности, из возможностей профессиональной деятельности.
  Существует два варианта увеличения ресурсов в социальной работе - это, во-первых, дополнение ресурсов клиента (например, предоставление ему необходимых и легитимных льгот и услуг); во-вторых, возмещение отсутствующих ресурсов (например, трудоустройство, предоставление жилья и пр.). Однако выделяют и трудности, связанные с увеличением ресурсов социальной работы. Эти ресурсы могут быть недостаточными, неизвестными субъекту и (или) объекту, неприемлемыми в конкретной ситуации социальной работы, они могут быть плохо организованными, недоступными с точки зрения стоимости и пр., поэтому необходимо изыскивать и создавать новые формы и способы выявления ресурсов, способствовать взаимодействиям между людьми и ресурсными системами. Это может заключаться в привлечении новых субъектов социальной работы, в реализации изменяющих программ, в освоении новых технологий социальной помощи, в пропаганде идей социальной работы в обществе и пр. (88).
  Можно выделить четыре основных этапа выявления ресурсов в социальной работе. Это выяснение обстановки, составление плана действий, мобилизация ресурсов, координация ресурсов. По завершению последнего этапа создается благоприятная обстановка для влияния с помощью ресурсов социальной работы, индивидуальные и групповые участники получают возможность действовать в интересах решения проблемы. Следовательно, ресурсы социальной работы обеспечивают преобразовательную деятельность в соответствии с потребностями клиентов и позволяют разрешать трудности в их жизненных ситуациях.
  Целевые и нормативные основания социальной работы являются важным условием ее функционирования и развития, обеспечивая адекватное реагирование институтов общества на социальные изменения и эффективное приспособление к ним людей.

 
© www.txtb.ru