Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.2. Предметное поле теории социальной работы

  Теоретические модели дают возможность выявить закономерности науки, т.е. устойчивые связи, обусловливающие характер взаимодействия конкретных явлений и процессов. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений.
  Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерностей.
  Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и развитием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства.
  Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, которые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоятельность объектами.
  Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы. Тенденции развития субъект-субъектных отношений в социальной работе могут быть выделены на ее индивидуально-личностном, социально-групповом и общественно-институциональном уровнях (15; 49; 74).
  Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в определении законов социальной работы. Российский исследователь в области теории социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследования этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существенные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осуществления и развития социальной работы:
  - закон социальной интегрированности процесса и результатов социальной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами - субъектами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение социального благополучия, как на желаемый результат;
  - закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной работы и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществляются;
  - закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития;
  - закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отражающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвязанных участников (45. С.8).
  Познание законов позволяет определить принципы теории социальной работы, отражающие ее познавательные тенденции. Их принято делить на общие и специфические. Первая группа принципов указывает на познавательную стратегию науки и носит философский и общесоциальный характер. Вторая группа исходит из комплексных теоретических подходов к социальной работе и имеет тактическую направленность, указывая на пути решения проблем. К общим относят принципы детерминизма, отражения, развития, единства познания и деятельности, историзма, социальной обусловленности и социальной значимости научного знания.
  К специфическим относятся принципы универсальности социальной работы; охраны социальных прав личности; клиентоцентризма, т.е. признания приоритета прав клиента; активизации, что касается в равной степени деятельности и субъекта, и объекта социальной работы; взаимосвязи среды и личности в процессе оказании помощи и др. (50; 80; 88).
  Теоретическое познание действительности на всех его этапах пронизывает метод научного исследования. В современной теории социальной работы выделяют общие (философские), общенаучные и конкретно-научные (специальные) исследовательские методы. Специальные методы теории социальной работы сформированы на основе интеграции различных методов, используемых социальными и гуманитарными науками, и включают структурнофункциональный метод, метод социальных биографий, качественные методы исследования (нарративные интервью и др.), конкретно-социологические исследовательские методы (метод включенного наблюдения и др.), акмеологические методы (метод акмеограммы и др.) и т.д.
  Социальный анализ проблем социальной работы требует целостности использования научных методов, дальнейшей разработки концепции их применения (84. С.8).
  Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной работы и приводит исследователей к определению ее содержания.
  Первые теоретические исследования проблем социальной работы начались в России в 90-х гг. XX в. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, истории и других наук сосредоточились на актуальных проблемах научного знания в социальной работе, изучая ее зарубежный опыт и собственные, российские традиции.
  Такие ученые как С.И.Григорьев, Е.И.Холостова, В.И.Жуков, Л.Г.Гуслякова, М.В.Фирсов, Н.С.Данакин, Л.В.Топчий, А.С.Сорвина, В.Г.Бочарова, П.Д.Павленок, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, А.М.Панов, В.Н.Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность теории социальной работы как науки о помощи человеку в проблемных жизненных ситуациях. Предметное поле теории социальной работы, следовательно, формировалось как в рамках мирового опыта познания и социальной практики в этой сфере, так и в русле изучения специалистами особенностей функционирования и развития социальной сферы в России.
  Задание
  На основе изучения предисловия к учебному пособию Е.И.Холостовой «Социальная работа» (М., 2004) продолжите список ведущих российских специалистов в области теории социальной работы.
  В результате сложились признаки научной идентификации социальной работы. Исследователям удалось определить границы социальной работы как вида деятельности и области познания, приступить к разработке ее теоретикометодологических основ, раскрыть содержание и методику процесса подготовки специалистов высшей квалификации. Был обозначен системный подход к формированию научной дисциплины; удалось выявить основную функцию теории социальной работы, состоящую в выработке объективных знаний в области социозащитной деятельности общества; обозначились контуры предмета, объекта, принципов и закономерностей науки (45. С.9; 81. С.13-15).
  В настоящее время в российской науке продолжается теоретическое осмысление социальной работы, основанное на постоянном приращении научного материала. При этом, если в начальный период развития теоретической основы российской социальной работы исследователи в основном исходили из объективного подхода к миру, предполагающего позитивистское понимание реальности, то в XXI в. многие авторы обращаются и к субъективистской, феноменологической методологии изучения социальных проблем (94. С.31).
  Специалисты говорят о формировании научных школ и направлений разработки проблем теории, практики и образования в области социальной работы, возглавляемых такими исследователями как В.И.Жуков, А.В.Мартыненко, П.Д.Павленок, Е.И.Холостова, М.В.Фирсов и др. Эти научные школы в настоящее время сосредоточили свое внимание на создании единой концептуальной основы социальной работы как теоретического знания, профессии и института общества.
  Между тем, следует констатировать, что официально социальная работа как область научного знания в России не признана, так как в документах ВАК отсутствует данная научная специальность, и, следовательно, теория социальной работы не имеет прочного правового статуса (60. С.25-28; 84. С.10).
  Большинство российских ученых характеризуют теорию социальной работы как науку о закономерностях и принципах развития социальных процессов, связанных с оптимизацией жизнедеятельности личности в обществе (67. С.324; 78. С.8; 79. С.20; 80. С.82). Многие авторы при этом обращают внимание на характер, направленность и динамику развития социальных процессов (43. С.12), а также на их эффективность с точки зрения социального самочувствия и благополучия людей (37. С.7).
  Можно дать следующее определение: теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах развития и оптимизации гуманистической социальной деятельности - социальной работы.
  В данном определении наиболее ярко выделяется активный элемент пространства социальной работы - социальные изменения как процесс гармонизации отношений всех ее субъектов, объектов и среды их жизнедеятельности. Эффективность этого процесса зависит от степени разработанности теории, степени ее соответствия нуждам конкретного общества.
  Объектом теории социальной работы признаются социальные отношения между ее субъектами и объектами, связанные с оптимизацией их функционирования в социально-экологической сфере. Социальные отношения выступают здесь как специфические отношения между людьми и социальными группами по поводу удовлетворения потребностей в материальных благах, условиях труда, улучшении быта и досуга, медицинском обслуживании и социальном обеспечении, получении образования и доступа к предметам духовной культуры и пр. (30).
  Предметом теории социальной работы выступают социальные процессы, обусловливающие оптимизацию жизнедеятельности и взаимоотношений людей и окружающей их социально-экологической среды в системе практики социальной работы.
  Следовательно, теория социальной работы рассматривает процессы реализации социальных изменений через установление оптимальных взаимоотношений между людьми в социально-экологической среде.
  Главной задачей теории социальной работы является систематизация научных знаний о ее объекте. Как отмечает российский ученый, генеральный секретарь Межрегиональной Общественной Организации «Ассоциация работников социальных служб» Л.В.Топчий, с первой половины 90-х гг. XX столетия теория социальной работы в России пытается выработать синтезированный подход к изучению проблем оказания профессиональной помощи человеку в трудной жизненной ситуации и формирования возможностей социального обустройства общества и государства (82. С.8).
  Социальная работа как теоретическое знание может выступать системой по целому ряду оснований - с точки зрения неразрывной связи ее теоретической и эмпирической частей; как объединяющая знание многих наук, инвариантом которого выступает целостное постижение человека; как имеющая взаимосвязанные элементы науки - ее закономерности, принципы и методы и пр. (51. С.9). Система закономерностей и принципов теории социальной работы носит целостный, направленный на позитивное преобразование социальной практики характер.
  Процесс познания любой теории невозможен без выделения ее базовых категорий - основных понятий, в которых выражается предмет науки. Специалисты выделяют три группы категорий теории социальной работы (78. С.9; 80. С.44).
  1. Категории, заимствованные из других социальных наук: социализация, социальная деятельность, социальная субъективность.
  2. Категории, преимущественно служащие теории социальной работы, но также используемые и другими отраслями знания: социальная адаптация, психосоциальная работа, группы социального риска.
  3. Собственные категории как ключевые понятия теории социальной работы: благотворительность, клиент социальных служб, трудная жизненная ситуация.
  Необходимо обратить внимание на взаимосвязь пяти важных категорий, очерчивающих предметное поле теории социальной работы. Это вытекающие друг из друга понятия: социальное действие, социальное взаимодействие, социальная система, социальные отношения и объединяющая их категория - социальный процесс (рис. 9).

Рис. 9. Предметное поле теории социальной работы

Рис. 9. Предметное поле теории социальной работы

  Другими фундаментальными понятиями, составляющими категориальный аппарат данной науки, являются социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная жизнь, социальная сфера, социальная проблема, социальная деятельность, социальная политика, трудная жизненная ситуация, клиент социальных служб и т.д.
  Задание
  Раскройте содержание основных понятий теории социальной работы, вернувшись к главе 3 и обратившись к словарю основных терминов.
  Теория социальной работы реализует свою задачу, выполняя ряд существенных функций:
  - информационную, позволяющую в обобщенной форме описывать сведения о социальных процессах;
  - объяснительную, с помощью которой выявляются причинноследственные связи, тенденции становления социальных процессов;
  - эвристическую, благодаря которой формируются новые знания о социальных проблемах, создаются новые и уточняются уже известные научные концепции;
  - практическую, позволяющую принимать решения в конкретных социальных ситуациях и осуществлять социальные программы, удовлетворяя запросы общества;
  - прогностическую, которая заключается в рассмотрении стратегических направлений развития социальных процессов и обеспечении превентивного воздействия на те или иные явления социальной сферы;
  - мировоззренческую, рождающую у субъектов социальной работы научное мировоззрение, системное мышление, позволяющее видеть социальные сущности во всей полноте их взаимосвязей (21. С.35-36; 40. С.45).
  Социальная работа как вид теоретической деятельности характеризуется определенными уровнями знания.
  Во-первых, фундаментальный уровень, формирующий базу знаний, на котором предпринимается попытка создания общей интегративной теории, разработки методологии и методики изучения практики социальной работы и путей ее оптимизации. Этот уровень связан с закономерностями и категориями науки.
  Во-вторых, прикладной уровень, опирающийся на эмпирические исследования, где теоретические обобщения используются для решения социальных проблем и даются ответы на конкретные вопросы, связанные с совершенствованием организации и осуществления социальной работы.
  В-третьих, социоинженерный уровень, обобщающий разработанные теоретиками нововведения. Они внедряются в практику социальной работы при помощи ее технологий, способствуя прогнозированию тенденций развития системы социальной работы и оценке ее эффективности. При этом теория социальной работы является целостной системой, структурные компоненты которой функционируют и развиваются во взаимодействии, причем каждый из них объективно влияет на изменение других компонентов и всей системы в целом.
  Таким образом, социальная работа как теоретическая деятельность раскрывает свой объект познания и анализирует закономерности развития специфических процессов социальной сферы, связанных с оптимизацией жизнедеятельности в ней людей (см. рис. 10 на стр.172). Это позволяет практической социальной работе результативно функционировать на любом ее уровне.
  Необходимо выделить основные группы фундаментальных теоретических проблем, изучаемых данной наукой. Они представляют собой направления, по которым теория движется к пониманию сущности актуальных социальных проблем и взаимосвязей внутри ее многогранного объекта. В социальной работе это:
  - социетальные проблемы, связанные с синергетическими закономерностями развития социальных систем разного уровня;
  - проблемы феноменологической редукции, конструирования мира социальными субъектами;
  - проблемы оптимизации взаимосвязей теории социальной работы и других социальных наук - философии, социологии, психологии, социальной педагогики, социальной экологии, социального права, этики и пр.;
  - проблемы группообразования и специфики функционирования малых групп в социальной сфере;
  - проблемы социальных действий и социальных изменений, касающиеся многоуровневых субъектов и объектов социальной работы;
  - коммуникативные проблемы, касающиеся взаимодействий субъектов социальной работы;
  - проблемы социальной стратификации и неравенства в социальноэкономической сфере;
  - проблемы нормы и социальных отклонений, связанные с образом жизни и поведением людей в обществе;
  - проблемы социального риска в жизнедеятельности общественных субъектов;
  - проблемы оказания многоуровневой социальной помощи клиентам социальных служб;
  - проблемы социального контроля как функции социальной работы; социокультурные проблемы, связанные с современными формами знания и деятельности в социальной сфере;
  - проблемы профессиональной деятельности в системе социальной работы, ее мотивации и эффективности;
  - проблемы социального образования и специфики процесса обучения социальной работе;
  - проблемы управления системой социальной работы, формирования и реализации эффективной социальной политики;
  - проблемы, связанные с организацией негосударственных и непрофессиональных форм социальной помощи - благотворительности, спонсорства, меценатства, социальной помощи общественных и религиозных организаций и пр.
  Кроме общетеоретических проблем на основе выделения приоритетных проблем социальной сферы можно выявить конкретные проблемные поля, требующие первоочередного внимания российских исследователей социальной работы. Это формирование условий для обеспечения успешного взаимодействия человека с окружающей средой; развитие профилактической социальной деятельности в различных подсистемах социальной сферы; обеспечение на научно-обоснованном уровне минимальных стандартов жизнедеятельности человека; сокращение социальных издержек рыночной экономики в интересах наиболее уязвимых слоев населения; актуализация человеческого потенциала и помощь субъектам в самореализации; концептуальный статус теории социальной работы; обеспечение высокого качества социального образования и др. (17. С.17; 45. С.8).
  Многообразие и сложность проблем теории социальной работы позволяют определить ее место среди других наук, изучающих взаимоотношения человека и общества. Специалисты подчеркивают, что теория носит междисциплинарный и интегративный характер (99. С.11; 88. С.121). Применение интегрального подхода к исследованию этих научных проблем позволяет поместить теорию социальной работы в центр социальных наук с точки зрения критерия оптимизации жизнедеятельности человека, возможной вследствие инициирования его жизненных сил и при помощи и поддержке социального работника. В данном ракурсе внимание науки сосредоточено на приобретении личностью социального благополучия, преодолении трудностей и улучшении социального самочувствия как цели и результате практической деятельности в социальной работе (23. С.76).

Рис. 10. Социальная работа как теоретическая деятельность

Рис. 10. Социальная работа как теоретическая деятельность

  Поиск эффективности социальной работы в решении социальных проблем заставляет вновь обратиться к концепции социальных изменений как к основной теоретической парадигме в ее области. Изучение изменений с помощью синтеза разнообразных наук о человеке приводит к реализации триединой задачи - нахождению путей гармонизации взаимодействий личности и окружающей среды; становлению оптимальных отношений между людьми в обществе и группе; изменению ситуации самого клиента в жизненном мире на основе стимулирования его социального и личностного потенциала.

Контрольные вопросы и задания

  1. Какова взаимосвязь между определением социальной работы как практической и как теоретической деятельности?
  2. Перечислите комплексные теоретические подходы социальной работы, на которых основана каждая из моделей практики, выделяемых по критерию соотношения объекта и цели.
  3. Кратко изложите суть когнитивного подхода в теории социальной работы.
  4. На основе знаний, полученных в курсах психологии и социологии, объясните, как связаны понятия «социальная роль» и «коммуникация».
  5. На какой из комплексных подходов может опереться специалист социальной работы с целью разрешения конфликтной ситуации в социальной группе?
  6. На какой из комплексных подходов может опереться специалист социальной работы с целью формирования здорового образа жизни клиента?
  7. На основе знания социально-педагогического теоретического подхода выявите общие цели теории социальной работы и социальной педагогики.
  8. Кратко сформулируйте суть концепции жизненных сил С.И.Григорьева.
  9. Как применить витально-ориентированный теоретический подход для инициации творческого потенциала клиента?
  10. Почему системно-экологический теоретический подход специалисты считают наиболее эффективным в современной социальной работе?
  11. На основе знаний, полученных при изучении философии, объясните понятие «закономерности».
  12. Сформулируйте суть закона деятельностной активности в социальной работе.
  13. Как взаимосвязаны принципы и методы науки?
  14. Какие потенциальные результаты применения научных методов могут быть получены в практике социальной работы?
  15. Объясните, чем принципы теории социальной работы отличаются от принципов ее практики?
  16. В чем заключается оптимизация социальных процессов в определении предмета и объекта теории социальной работы?
  17. Можно ли представить в виде процесса предметное поле теории социальной работы?
  18. Изобразите и объясните взаимосвязь между категориями «социальная работа», «социальная защита», «социальная помощь», «социальное обеспечение», «социальное страхование», «социальное обслуживание» в виде схемы.
  19. На каком этапе, по Вашему мнению, находится научная идентификация социальной работы в современном российском обществе?
  20. Какие проблемы теории социальной работы представляются Вам наиболее актуальными и почему?
  21. Приведите примеры проблем профессиональной деятельности в социальной работе, нуждающихся в теоретическом осмыслении и анализе.
  22. В чем состоит специфика теории социальной работы по сравнению с другими социальными науками?
  23. В чем Вы видите ориентиры развития теории социальной работы в XXI в.?

 
© www.txtb.ru