Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.1. Теории действия и взаимодействия в социальной работе

  В основе рассмотрения социальным работником процесса и стиля жизни клиента лежит теория социального действия. Основное динамическое начало исторического процесса эта теория обнаруживает в действиях людей. С ее помощью анализируют поведение человека в обществе и группе, основанное на определенных институциированных правилах. Каждое человеческое действие при этом оказывается частью широкого спектра социальной деятельности.
  Согласно теории социального действия М.Вебера, социальное действие и социальное поведение являются основным предметом социологии, так как социальная реальность - это не самостоятельное образование, а производное от социальных действий индивидов. Объективная природа социальных действий складывается в процессе человеческих взаимодействий, а любое действие включается в более широкий контекст социальной деятельности. Социальными Вебер называет действия, которые предпринимаются с учетом реакции на них других людей, т.е. действия, ориентированные на другого.
  Анализ человеческих действий связан у Вебера с их пониманием, или интерпретацией значений, которые люди субъективно приписывают собственным действиям. Понимание возможно, поскольку большинство человеческих действий имеет рациональный смысл, мотивированный людьми, а также определяемый группами, в которых действуют субъекты. Прежде всего это касается сознательных форм поведения людей в обществе, ориентированных на цель или на ценность. Однако мотивация социального действия не сводится к его целерациональному и ценностно-рациональному типам. В социальной реальности распространены и иные действия, вызванные чувством (аффективный тип) или носящие традиционный характер (традиционный тип действия). Понять первые из них возможно путем эмпатии (стремления вникнуть в переживания человека, его мотивы и намерения), а вторые - на основе исторической памяти. Частота и интенсивность действий различных типов зависит от исторического, культурного и социального контекста, на его понимании основана адекватность социального действия (9).
  Т.Парсонс в своей теории социального действия рассматривает процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, постоянную интеграцию отдельных социальных элементов в систему. Деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс - субъект ставит перед собой определенную цель и осуществляет ее в конкретной ситуации, выбирая способ поведения на основе своих ценностей и норм, а также имеющихся средств деятельности. Этот процесс строится на балансе взаимных ожиданий индивида и социальной среды. Т.Парсонс исходил из идеи равновесия социального организма, восстанавливающего свое стабильное состояние через преодоление внешних воздействий путем реализации четырех функциональных требований системы - адаптации к среде; координации действий, приводящей к целедостижению; интеграции социальных связей; сохранения образцов взаимодействия в системе для поддержания порядка в ней. Динамическим ядром системы является процесс социализации, воспроизводящий социальную структуру. Необходимая адаптация системы к нарастающим социальным изменениям и ее самовоспроизводство обеспечивается, таким образом, за счет совершенствования координации и интеграции ее дифференцированных и взаимодействующих подсистем (53).
  Особое значение для теории социальной работы имеет гуманистическая теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса (90). Являясь процессом производства социальной реальности, коммуникативное действие у Хабермаса включает в себя дискурс - элемент критической рефлексии свободной личности. Субъект понимает и контролирует действия окружающих его людей, опираясь на символические акты, следовательно, взаимопонимание способствует координации человеческих действий, согласованию взглядов людей. Сферой горизонтальных коммуникаций, которые проявляются в межличностных и социальных отношениях, является жизненный мир индивида. В результате коммуникативной практики в нем возникают новые социальные формы и движения. Институциональный конфликт между двумя аспектами общества - жизненным миром и миром системы, должен решаться в современном социуме так, чтобы не затрагивать целостность личности, интеграцию ее жизненного мира. Для этого необходимо преодоление отчуждения в сфере коммуникативной деятельности, дегуманизации социальных связей.
  Существенным образом развивает теорию социальной работы концепция социального взаимодействия П.Сорокина. В качестве основного феномена социальной жизни в ней предстает само социальное взаимодействие. Автор интегральной социологии считал взаимодействие моделью социальных явлений и рассматривал социальную жизнь в качестве системы взаимодействия индивидов. Структуру социального взаимодействия он определял как функциональную связь трех элементов: индивидов, вступающих в процесс общения с целью удовлетворения потребностей и обусловливающих поведение друг друга; актов поведения, посредством которых реализуются их взаимодействия; материальных и символических проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Особую роль в процессе взаимодействия П.Сорокин отводил культурным компонентам - ценностям и нормам, которыми владеют взаимодействующие субъекты, а также их интересам, определяющим конкретные виды взаимодействия. Личность, общество и культура составляют в системе взаимодействия неразрывное единство, от количества и качества их взаимодействий зависит развитие и человеческой индивидуальности, и самого социума (70).
  Специалисту по социальной работе для построения позитивных взаимоотношений с клиентом необходимо знание концепций интеракции. Они представляют собой целый ряд психологических и социологических теорий, рассматривающих социальные взаимодействия как интеракции, где люди действуют и испытывают их влияние, рассчитывая на взаимопонимание.
  К концепциям интеракции относится, прежде всего, бихевиористическая теория (Э.Холландер, Р.Фэрчайлд и др.), которая характеризует взаимодействие как связанное друг с другом поведение субъектов, последовательность стимулов, поступающих из внешнего окружения, и реакций на них. Все сложные явления социальной жизни бихевиоризм рассматривает в качестве комбинаций различных типов и форм поведения людей, описывает связь между изучаемым поведением, его предпосылками и последствиями. В социальной работе такое понимание взаимодействия позволяет стимулировать заинтересованность клиента, его участие в решении проблемы, возникающее как реакция на действия («вызов») специалиста.
  Далее, теория обмена (Дж.Хоманс) и более современная теория рационального выбора (Дж.Коулман), где взаимодействие трактуется как взаимный обмен определенными ценностями, вознаграждениями и затратами, непосредственно между партнерами и опосредованно, на институциональном уровне. Здесь внимание теории социальной работы должно быть направлено на восприятие главной идеи взаимодействия - идеи взаимности, равнозначности ценностей, подлежащих обмену, подчеркивающей значимость субъектности клиента.
  Следующей теорией, глубоко изучающей содержание поведения человека, является символический интеракционизм. Его основоположники, Ч.Кули и Д.Мид, считали сущностью взаимодействия коммуникацию, важная часть которой - сложный мыслительный процесс партнеров, происходящий с обеих сторон в ходе интеракции. Под интеракцией авторы данной концепции понимают динамичную последовательность взаимно ориентированных действий партнеров по взаимодействию, которые, меняясь символами, идеями и значениями, изменяют других людей и самих себя. В ходе взаимодействия индивид, приспосабливая свои действия к партнеру на основе общего понимания символов, формирует самосознание и самопонимание. В социальной работе внимание к символической интерпретации взаимодействия повышает важность идеи согласования значений, обеспечивающей взаимопонимание специалиста и клиента.
  Категория взаимодействия занимает важное место в драматургической социологии И.Гофмана, который, уделяя особое внимание анализу символических аспектов социальных взаимодействий, использует аналогию социальной жизни с театром. Люди придают большое значение социальному восприятию своих действий, поэтому при взаимодействии с партнерами в повседневной жизни они используют механизм «управления впечатлениями», стремятся составить о себе позитивное впечатление у других, оправдать их ожидания. Как следствие, социальные ситуации представляют собой спектакли, где каждый действует как актер, используя для создания нужных ему впечатлений собственные возможности и элементы социального окружения. Драматургический подход открывает для социальной работы широкий спектр возможностей, связанных с обучением клиента самопрезентации, выбором лучшего способа достижения цели в конкретной ситуации, проектированием специалистом своего имиджа и пр. (74. С.93-96; 80. С.68-71; 102. С.73-82).
  Задание
  Составьте таблицу, отражающую содержание каждой из теорий социального действия и взаимодействия.
  В целом идеи деятельностно-активистского подхода позволяют в социальной работе нацеливать клиента на собственную деятельность, которая в конкретных социальных ситуациях строится на основе его актуальных потребностей и интересов, соотнесенных с потребностями и интересами других людей. Эта деятельность с необходимостью включает совместную активность специалиста и связанного с ним клиента, основанную на их взаимных ожиданиях. На базе этих взаимодействий складываются прочные отношения партнеров и становятся возможными социальные изменения.
  Основными условиями привлечения клиента к деятельности по решению его проблем являются учет его потребностей и ценностей; использование разнообразных ресурсов клиента, дополнение его ресурсов с помощью привлечения возможностей среды (ближайшего окружения человека, социальных служб, общества), а также применение специалистом методов и инструментария, необходимых в работе с данным клиентом в конкретной ситуации действия.
  Задание
  Вернитесь к разделу 1.2. и докажите, что деятельностно-активистский подход является одним из основных методологических подходов в социальной работе.
  Представители деятельностного подхода в социальной работе, исследователи Ш.Рамон и Р.Сарри выделяют три «центра» ее идей, стимулирующие разработку конкретных вариантов действий. Первый центр составляет терапевтическая идея, согласно которой предполагается наличие проблемы в жизни клиента, а социальный работник, обладая социальной и профессиональной компетентностью, оказывает ему помощь, т.е. излечивает. Второй центр - социальное развитие, сплачивающее людей на основе солидарности и разрешения совместных жизненных проблем. Основанием третьего центра является идея отстаивания интересов, так как социальная работа состоит в разъяснении нужд уязвимых людей обществу, в котором они живут. Промежуточными видами действий, связанных со всеми центрами идей, становятся оказание услуг (социальное обслуживание) и социальная защита клиентов группы риска, т.е. лиц, особенно нуждающихся в помощи (47. С.108-110).
  Сущностными характеристиками социального взаимодействия в социальной работе считают обусловленность взаимодействия гуманистическими ценностями; активное участие клиента в целеполагании и постановке задач совместной со специалистом деятельности; сочетание в деятельности эмоционального и рационального компонентов; функционально-ролевой характер взаимодействия (74. С.98-99).
  Создатели теории социально-психологической работы Г.Бернлер и Л.Юнссон отмечают, что теория социальной работы должна быть инструментом анализа и инструментом действия. Они выделяют ее необходимые компоненты: объяснение; понимание; инструментальный аспект (т.е. комплекс методов и способов действий); императивный аспект (т.е. предложение об использовании теории на практике); способность к развитию (3. С.46-65). Последнее возможно потому, что теория социального действия обладает свойством открытости для новой информации и новых идей. Модель действий должна учитывать сложившуюся жизненную ситуацию и существующие социальные связи клиента и его окружения для того чтобы соответствовать требованиям достижения общественных изменений и позитивного развития личности. Помещая в центр этой модели специалиста, Г.Бернлер и Л.Юнссон указывают на три основных способа достижения изменений: это собственные действия специалиста, без использования инициативы клиента; применение прямого управления, когда специалист отвечает за намерения, а клиент - за осуществление действий; применение косвенного управления, когда специалист несет ответственность за осуществление процесса помощи в целом, а клиент отвечает за намерения и действия. Очевидно, что последний способ в большей степени, чем другие, учитывает активность клиента как субъекта изменений и способствует развитию его самосознания.

 
© www.txtb.ru