Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Понятие «социальная проблема»

  Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом.
  В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта. В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разрушение стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженности и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления - личностна (например, проблема роста разводов в современном глобальном обществе - и распад конкретной семьи).
  Содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Однако источник социальных проблем остается неизменным, он коренится в социокультурной подсистеме общества. Это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей и форм их достижения.
  С проявлениями неравенства связан целый ряд проблем в социальной сфере: уровень материального благосостояния, безработицы, социальной экс- клюзии, или исключения (связанного с ситуацией, когда индивиды и группы лишены возможности пользоваться социальными правами, гарантированными международными и национальными правовыми актами) и пр.
  Задание
  Для того чтобы глубже рассмотреть сущность и причины социального неравенства, обратитесь к разделу 3.4.
  Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социетальные проблемы. Они носят наиболее широкий, общечеловеческий и общецивилизационный характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы.
  На мезоуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсистемах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, - социально-управленческие, социальноэкономические, социально-экологические, социально-бытовые, социальномедицинские, социально-психологические, социально-правовые, социальнопедагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме общества.
  В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне.
  Социальная проблема - это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом.
  В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная проблема имеет объективно-субъективную природу - прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:
  - люди, которые оценивают ситуацию как проблемную; социальные условия, в которых проблема возникла;
  - деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.
  В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда общество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают характеристики группы и социума (например, проблема индивидуальной предрасположенности к алкогольной зависимости) (60. С.26).
  Задание
  Изучив раздел 1.2. учебного пособия «Социальная работа: теория и практика» под ред. Е.И.Холостовой и А.С.Сорвиной (М., 2001), приведите примеры социальных проблем объектов социальной работы.
  Одна из основных проблем социальной работы связана с положением социально уязвимого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, поэтому в теории социальной работы в первую очередь уделяется внимание социальным проблемам, с которыми человек не может справиться самостоятельно и для решения которых ему требуется помощь профессионально подготовленного работника. Г.Бернлер и Л.Юнссон, специалисты в области социальнопсихологической работы, называют следующие причины, вследствие которых противоречие не разрешается человеком собственными силами: отсутствие мотивации для работы с проблемами целесообразным способом; неспособность решать проблемы; отсутствие возможностей (3.С.33).
  Важно не только решить конкретную проблему клиента, но и усилить его умение преодолевать подобные проблемы впоследствии путем предоставления дополнительных возможностей, оказывая помощь в развитии способностей и мотивации. В то же время, рассматривая противоречия, возникающие на личностном уровне, специалист выявляет связанные с ними проблемы общества, которые требуют своего разрешения, и привлекает к ним внимание своей организации. Так как решение одних социальных проблем с неизбежностью вызывает появление других, важной задачей специалиста становится также предвидение новых проблем и осуществление усилий по их предотвращению и смягчению.
  На рис.3 представлена модель разрешения социальной проблемы в процессе социальной работы. Здесь нами использована и дополнена схема Б.Ф.Усманова.
  Специалист оценивает проблему на основе анализа конкретной ситуации и представлений о ней клиента, выдвигает цель деятельности по решению социальной проблемы, подбирает соответствующую технологию и методы, составляя программу деятельности, осуществляет ее, корректируя программу своих действий, и анализирует результаты. Очевидно, что для развития способностей клиента по решению его проблемы все этапы работы должны планироваться и осуществляться совместно субъектом и объектом. Кроме того, для решения проблем клиентов требуется привлечение соответствующих ресурсов.
  Достижение целей и мобилизация ресурсов возможны лишь на основе последовательной деятельности по обеспечению социальных перемен. Она касается и клиента, и его социального окружения, и включает в себя формулирование цели по осуществлению изменений; производство знаний, т.е. информации, их обусловливающей; производство инструментария как техник и методов, обеспечивающих перемены; формирование стратегических планов деятельности специалистов; работу по осуществлению перемен и по их прогнозированию.

Рис. 3. Модель разрешения социальной проблемы клиента социальных служб

Рис. 3. Модель разрешения социальной проблемы клиента социальных служб

  Следует отметить, что деятельность специалистов по решению социальных проблем является эффективной, если она одновременно осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях реальности. Так, решение текущих и перспективных проблем в социуме предотвращает появление и облегчает решение проблемы конкретного клиента и т.д., поэтому социальные проблемы необходимо рассматривать рационально и объективно. Это предполагает как описание состояния общества и его составляющих на основе статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления степени удовлетворенности людей тем, как решаются их проблемы в конкретном социуме.
  В современной науке существует целый ряд теоретических подходов к социальным проблемам: структурно-функциональный, конфликтологический, психодинамический, ситуационный и др. Особенно активно в последние десятилетия развивается конструкционистский подход к социальным проблемам (М.Спектор, Дж.Китсьюз, Дж.Бест, Дж.Холстайн и др.), когда их рассматривают не как угрожающие обществу объективные условия, а как деятельность индивидов и групп, привлекающую внимание к этим обстоятельствам и требующую изменения социальных и индивидуальных ситуаций. Социальные проблемы конструируются путем предъявления судебных исков и жалоб в различные инстанции, проведения обследования общественного мнения, устных выступлений и публикаций и пр. (75. С.507). Данный теоретический подход к социальным проблемам представляется предпочтительным в области социальной работы, так как внимание в нем сосредоточено на субъективной природе социальных проблем и на заинтересованных в их решении людях. В конструкционизме, помимо этого, содержится призыв к действию, нацеливающий общество на выявление разнообразных проблем и на изменение неблагоприятных для людей социальных ситуаций.

 
© www.txtb.ru