Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.8. Центр первичной реабилитации несовершеннолетних "Дорога к Дому" (г. Москва)

  2 марта 1998г. на базе Приюта был создан первый в Москве Центр первичной реабилитации несовершеннолетних группы риска. Главная задача Центра: разработка и внедрение типовой модели территориального Центра первичной реабилитации несовершеннолетних группы риска, призванного стать ядром реабилитационного пространства любого района Москвы, России (в данном случае - Юго-Западного административного Округа Москвы).
  Центр работает с несовершеннолетними группы риска в возрасте от четырех до шестнадцати лет, а также с их семьями и ближайшим окружением. Центр «Дорога к дому» способен обслужить до 3000 клиентов в год, в том числе в приюте - до 300 детей.
  Задачи Центра содержат:
  1. Исследование явления безнадзорности и социального сиротства, выявление специфики, характерной для региона, обслуживаемого Центром, социально­демографический и статистический анализ.
  2. Разработка и внедрение концептуально-методической базы для всех подразделений, служб и направлений деятельности Центра.
  3. Первичная реабилитация безнадзорных детей, разработка персональных рекомендаций и программ полной реабилитации, направление клиентов Центра на окончательную реабилитацию.
  4. Создание информационной сети, предназначенной для выполнения следующих функций:
  • обеспечения эффективного взаимодействия всех участников реабилитационного процесса (юридических и физических лиц, ответственных за жизнь и здоровье клиента, государственных и негосударственных организаций, принимающих участие в его судьбе);
  • организации эффективного контроля и коррекции кризисных семей, районов с повышенной социальной опасностью, иных сред пребывания безнадзорных детей;
  • внедрения форм обратной связи; организация полноценных и доступных каналов диалога населения обслуживаемого региона и Социальной службы Центра;
  • создание социально-демографической карты региона, обслуживаемого Центром.
  5. Создание Ресурсного центра Реабилитационного пространства, выполняющего следующие задачи: - информирование общественности о содержании и масштабах социальных процессов и явлений; участие в разработке и внедрении максимально эффективных концепций государственного и административно-правового регулирования спонсорской деятельности, форм участия ведомств и учреждений, юридических лиц, общественности в осуществлении социальных проектов, методов контроля их осуществления; содействует кадровому обеспечению реабилитационного пространства и Центра; - участие в формировании приближенного к объективному общественного мнения по вопросам деятельности Центра и Реабилитационного пространства в целом; - разработка и содействие осуществлению социальных проектов, необходимых для полноценного функционирования реабилитационного пространства;
  6. Объединение всех участников процесса реабилитации на основе единой информационной сети, а также системы рамочных соглашений, подразумевающих всестороннее сотрудничество в создании реабилитационного пространства.
  Центр выполняет следующие функции:
  а) выявляет источники и причины социально-психологической дезадаптации подростков и молодых людей;
  б) осуществляет медико-психолого-педагогическую диагностику клиентов, направленную на установление форм и степени их социальной дезадаптации;
  в) снимает стресс, кризисное психофизическое состояние клиента, способствует нахождению и осуществлению выхода из различных кризисных ситуаций;
  г) осуществляет консультативную и коррекционную работу с клиентами по индивидуальным и групповым программам;
  д) проводит социально-педагогическую реабилитацию клиентов;
  е) корректирует последствия всех форм насилия (физического, интеллектуального и психологического), ставших причиной дезадаптации, содействует их пресечению соответствующими органами и ведомствами;
  ж) инициирует и осуществляет программы духовного, культурно-эстетического развития и восстановительного образования; внедряет методики по установлению интеллектуального уровня клиента; разрабатывает и осуществляет индивидуальные программы по его культурно-эстетическому, интеллектуальному развитию и восстановительному образованию;
  з) оказывает юридическую помощь и содействует правовой защите клиентов и их семей;
  и) инициирует и организует учебно-производственные комплексы и рабочие места для клиентов;
  к) устанавливает и осуществляет возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения клиента и его окружения (семья, школа, среда);
  л) ведет поиск и установление возможных форм сотрудничества со средой проживания клиента с целью коррекции семейных отношений и моделирования перспективных сред проживания клиента, участвует совместно с заинтересованными ведомствами в решении его дальнейшей судьбы;
  м) создает модели сред семейного типа воспитания для осуществления длительных программ реабилитации клиентов, содействует созданию центров по подготовке временных попечителей и приемных родителей; н) предоставляет при необходимости условия содержания и проживания, соответствующих (как минимум) нормативам сиротского учреждения;
  Основные принципы Центра.
  Принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. Центр ставит во главу угла интересы несовершеннолетнего. Задача Центра состоит в эффективной защите его интересов, прав и свобод. Во всех ситуациях, содержащих конфликт интересов взрослых граждан и несовершеннолетних, Центр всегда встает на сторону интересов несовершеннолетнего.
  Принцип добровольности. Добровольность и не насильственность помощи, оказываемой Центром своим клиентам, основана на праве клиента, заключить, либо отказаться от заключения соглашения между Центром и клиентом о сотрудничестве с целью оказания помощи клиенту в ходе его всесторонней реабилитации.
  Детский приют "Дорога к дому" - старейший в Москве - он был основан в октябре 1992г. Российским благотворительным Фондом "Нет алкоголизму и наркомании". За это время Приют "Дорога к дому" помог более чем 600 детям.
  С 1992 года на базе приюта создано Стационарное отделение медико-социальной адаптации детей и подростков Наркологического диспансера №12.
  В 1994 году приют изменил свой статус и стал государственным учреждением. Префектура Юго-Западного округа оказала помощь в проведении ремонта и переоборудования приюта. Управление здравоохранения и Префектура округа стремились достичь статуса образцового приюта. В отношении оборудования и комфорта результат был блестящий. На данный момент приют официально числится "стационарным отделением медико-психологической адаптации детей и подростков Наркологического диспансера №12, и, будучи организацией, состоящей на бюджете окружного Управления здравоохранения, имеет штатное расписание медицинского учреждения.
  За последний учебно-воспитательный год приют оказал помощь 120 детям и подросткам, из которых только четверо были направлены в интернат, а другие - в восстановленные родные, приемные семьи и учреждения семейного типа воспитания.
  Мэр Москвы Ю.М. Лужков выделил здание Приюту в бессрочную безвозмездную аренду в целях создания Детского приюта.
  Приют работает с беспризорными детьми, социальными сиротами, детьми из семей алкоголиков, наркоманов, других маргинальных категорий, входящих в группу риска. Возраст воспитанников - от 4 до 12 лет. Приют обслуживает одновременно до 35 детей в условиях стационара.
  Главная задача приюта - помочь ребенку преодолеть кризис переходного периода - от состояния войны с миром взрослых к состоянию мира и полноценного взаимодействия, восстановить или приобрести нормальные социально-бытовые навыки, подготовиться к принятию и адаптации в новой среде. Работа с детьми ведется в приюте на добровольных началах.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Какие группы несовершеннолетних являются объектом деятельности Томского областного социально-реабилитационного центра?
  2. Каковы основные задачи центра?
  3. Какие подразделения составляют структуру центра, и какие функции они выполняют?
  4. Какие категории несовершеннолетних являются клиентами центра социальной реабилитации «Надежда» г. Новосибирска?
  5. Назовите основные задачи и структурные подразделения центра «Надежда».
  6. Какова роль медико-психолого-педагогического консилиума, созданного в центре?
  7. Раскройте значение семейных воспитательных групп.
  8. Как осуществляется социальная реабилитация несовершеннолетних в Республике Хакасия?
  9. Какую роль выполняет приют скорой социальной помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга?
  10. По каким направлениям оказывается приютом помощь родителям?
  11. Каковы функции областного центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Новосибирска?
  12. Перечислите основные задачи центра.
  13. Какие отделения имеет центр в своей структуре?
  14. Охарактеризуйте опыт деятельности учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних в Саратовской области.
  15. Из каких этапов состоит внедрение семейных воспитательных групп в деятельность социального приюта?
  16. Какие принципы должны быть положены в основу работы воспитательной группы?
  17. Кто является объектом деятельности социально-реабилитационного центра в г. Кемерово?
  18. Какими документами руководствуются учреждения по социальной реабилитации несовершеннолетних в своей деятельности (на примере социально-реабилитационного центра в г. Кемерово)?
  19. Какова роль центра первичной реабилитации «Дорога к дому» (г. Москва)?
  20. Какие задачи необходимо выполнять специалистам вышеназванного центра?
  21. Какие функции выполняет центр?
  22. Назовите принципы, лежащие в основе деятельности центра.
  23. Приведите цель и задачи приюта «Дорога к дому».
  24. Как Вы считаете, по каким критериям можно считать деятельность учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних результативной?
  25. Какие формы работы учреждений, на Ваш взгляд, наиболее способствуют социальной реабилитации несовершеннолетних?
  26. Представьте себя в качестве молодого специалиста по социальной работе, пришедшего работать в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. С чего Вы начнете свою работу?
  27. Посетите учреждение социальной реабилитации несовершеннолетних, расположенное в Вашей местности, и изучите его опыт деятельности.

 
© www.txtb.ru