Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.6. Опыт учреждений по социальной реабилитации несовершеннолетних Саратовской области

  В Саратовской области действует 8 детских приютов при социально-реабилитационных центрах и центрах социального обслуживания населения. Детские приюты взяли на себя заботу о социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без родительского попечения, постоянного места жительства, средств к существованию.
  Состав детей, помещенных в приюты, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в эти учреждения. Поэтому приюты создаются как полифункциональные учреждения, призванные дать обездоленному ребенку нормальные условия жизни, снять остроту психического напряжения, вызванного жестоким обращением, защитить его права, законные интересы, помочь его социальному возрождению.
  Очевидно, что ныне действующая система «сиротских» учреждений несовершенна. Для неё характерны многочисленные перемещения ребенка (дом ребенка, дошкольный детский дом, школьный детский дом); замкнутость контактов, дефицит общения детей с миром взрослых; недостаточная психологическая поддержка ребенка со стороны соответствующих служб; нерешенность социальных проблем детей, как, например, обеспечение жильем, профессиональное образование, трудоустройство.
  Кафедрой социальной работы Балашовского филиала Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского совместно с Центром социального обслуживания населения г. Балашова на базе социального приюта «Возрождение», существующего с 1995 г., было проведено комплексное экспериментальное исследование. Исследование проводилось с целью выявления отношения социальных сирот к семье, а также системы ценностей таких детей и разработана программа по их социальной реабилитации и адаптации, включающая в себя наряду с традиционными, и инновационные формы работы.
  В ходе исследования детско-родительских отношений в семье по методике «Рисунок семьи», в котором участвовало 10 подростков, были получены следующие данные. В процессе рисования 70% респондентов пояснили, что нарисовали свои семьи, а 20% изобразили дом. Дом является символом семьи, а так как дети не имеют положительного опыта семейной жизни, то под домом они подразумевали приют, который стал для детей семьей и заменил им родительский дом; 70% испытуемых на рисунке изобразили мать, хотя в действительности лишь 40% проживали с матерью до поступления в приют; 80% респондентов сказали, что они сами являются самыми грустными персонажами на рисунке, так как скучают по дому, по семье и хотели бы вернутся обратно, несмотря на то, что в приюте к ним относятся намного лучше, чем в родительской семье.
  Таким образом, было выявлено, что у всех респондентов существуют различные проблемы во взаимоотношениях с семьей, и все же дети хотели бы вернуться обратно к родителям, если те «станут другими».
  Проведенное анкетирование позволило установить, что 80% опрошенных нравится проживание в приюте, но, несмотря на это, 90% респондентов хотели бы вернуться домой к родителям. 100% подростков предпочитают жить в семье; 90% из них мечтают создать свою семью, которая, по их мнению, должна быть крепкой, заботливой, где бы все члены семьи любили, уважали друг друга. Итак, несмотря на то, что большинству детей нравится жить в приюте, они все же предпочитают жить в семье.
  Таким образом, приют, являясь действенной и в известной степени инновационной формой организации социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, находится на этапе становления и накопления опыта. Анализ этого опыта показывает, что серьезным пробелом в его деятельности является отсутствие семейного воспитания, без которого успешная социализация этой группы детей будет затруднена и даже невозможна.
  Для восполнения этого пробела была разработана система инновационных мер, включающая в себя, во-первых, семейно-воспитательную группу; во-вторых, сказкотерапию; в-третьих, игротерапию.
  Кроме существующих видов работы с несовершеннолетними детьми, приют должен включить в свою деятельность работу семейно-воспитательной группы. Эта группа дает возможность реализовать право каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Цель группы - создание наиболее благоприятных условий для социальной реабилитации детей, оптимальная подготовка их к жизни в современном социуме.
  Семейная группа должна являться структурным подразделением приюта, наиболее оптимальной формой жизнеустройства детей, находящихся в приюте, так как обеспечивает благоприятные условия для социальной адаптации и социально­психологической реабилитации, позволяет детям получить позитивный опыт семейной жизни.
  Несовершеннолетний, который находится в этой группе, является воспитанником приюта. Воспитатель должен подбираться для каждого ребенка индивидуально, он также должен пройти испытательный срок, устанавливаемый приютом.
  Воспитатель семейной группы имеет право, учитывая рекомендации специалиста приюта, самостоятельно устанавливать режим, выбирать форму организации жизни и быта воспитанников, а также получать от специалистов приюта медико-психологическую, социально-правовую помощь. Он должен регулярно ставить приют в известность о состоянии здоровья ребенка, динамике его развития, незамедлительно сообщать о перемене места его жительства.
  Социальный приют должен обеспечивать ребенка, проживающего в семейной группе, питанием, медикаментами, одеждой и др. Приют осуществляет над ребенком, проживающим в семейной группе, постоянный медико-психологический, социальный патронаж, осуществляет контроль выполнения воспитателем группы своих обязанностей по отношению к воспитаннику и рекомендации специалистов.
  Кроме того, были разработаны этапы внедрения семейной воспитательной группы непосредственно в деятельность социального приюта.
  Первый этап — пропаганда самой идеи о семейной воспитательной группе, например, в средствах массовой информации, которые помогают привлечь людей, желающих взять ребенка в семью.
  Второй этап - предварительная работа с лицами, претендующими на работу в семейной воспитательной группе. При первом посещении специалисты знакомят их с приютом, раскрывают специфику формирования семейной воспитательной группы и работы воспитателя. Специалисты по социальной работе обследуют материально-бытовые условия жизни семьи, психолог изучает психологический климат в семье, врачи знакомят его с информацией о состоянии физического и психического здоровья ребенка, уровня его развития.
  Третий этап - период активных контактов потенциального воспитателя с ребенком и сотрудниками приюта. Воспитатель должен получить конкретные консультации, рекомендации специалистов и пройти курс обучения.
  Четвертый этап - непосредственный прием ребенка в воспитательную группу.
  В основу работы воспитательной группы должны быть положены следующие принципы:
  Первый принцип - включение рефлексии, т.е. приобретение детьми навыков рефлексивного анализа ситуации и собственного поведения в течение прожитого дня, недели, учебного года. Рефлексия проходит при участии воспитателя, который помогает проводить обсуждение поступков, поведения ребенка.
  Вторым принципом является без оценочность в подходе к анализу поведения подростков. Поступок, совершенной подростком, обсуждается как сделанный им выбор одного из возможных вариантов поведения.
  Третий принцип работы - создание успешности в общении, взаимоотношениях с близкими родственниками, хозяйственно-бытовой, культурно-досуговой, учебной и иной деятельности.
  Четвертый принцип предполагает формирование нормативности поведения при помощи образцов, демонстрируемых воспитателями в отношении к детям, между самими детьми...
  Возможности семейной воспитательной группы могут быть значительно расширены за счет таких инновационных методов, как метод динамичной коррекции нарушений эмоционально-волевой, коммуникативной и опорно-двигательной сфер жизнедеятельности, как методы сказкотерапии, и игротерапии.
  Практически все дети, попадающие в приют, в прошлом не имели возможности слушать сказки, а опыт игровой деятельности достаточно беден и однообразен. Отсюда особое значение приобретают эти методы.
  Целесообразность использования игротерапии в рамках семейной группы обусловлена, во-первых, тем, что игра для детей является наиболее органичным видом деятельности и общения; во-вторых, в игре ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и фрустрации повседневной жизни; в-третьих, игротерапия представляет собой уникальный опыт для социального и психического развития ребенка, открывая ему возможность для вступления в личную связь со значимым взрослым, в- четвертых, в игре ребенок активно усваивает социальные нормы.
  Возможности сказкотерапии опираются на то, что сказки описывают глубинный человеческий опыт прохождения эмоциональных кризисов и преодолении страха. Они дают человеку опору в условиях неопределенного эмоционального опыта и подготавливают его к кризисным переживаниям. Слушая сказку, ребенок соединяет с образами героев свой жизненный опыт. Именно это проецирование эмоций и переживаний в сюжет, привязка личностного опыта к «стандартным образам сказки», обеспечивает глубочайший эффект воздействия сказочных сюжетов на личность ребенка. Работа со сказкой дает богатые возможности для организации групповых занятий с детьми или взаимодействия с ребенком в индивидуальном порядке.
  Современное общество, к сожалению, не в состоянии полностью решить проблему социального сиротства, однако, ослабить его последствия оно обязано. Это можно сделать, только используя традиционные и инновационные формы деятельности.

 
© www.txtb.ru