Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.1.3. Основные направления деятельности службы занятости

  Рынок труда регулируют не только службы занятости. Здесь можно назвать общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, прямо влияющие на квалификацию людей, выходящих на рынок труда; учреждения, оказывающие помощь в трудоустройстве лицам, имеющим для этого ограниченные возможности; центры профориентации для молодежи и для тех, чья квалификация больше не нужна вследствие технологических изменений.
  Тем не менее, среди этого множества действующих лиц службы занятости играют главную роль, отслеживая состояние рынка труда, регулируя действия других. Насколько успешно они справляются с этой ролью, настолько хорошо функционирует, в общем, и рынок труда.
  Государственные службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры. Единственное требование, предъявляемое человеку, встающему на учет в службу занятости - человек должен быть безработным.
  Основными направлениями деятельности государственных служб занятости являются:
  1. регистрация безработных;
  2. регистрация вакантных мест;
  3. трудоустройство безработных и других лиц, желающих получить работу;
  4. изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней;
  5. тестирование лиц, желающих получить работу;
  6. профессиональная ориентация и переподготовка безработных;
  7. выплата пособий зарегистрированным безработным.
  Исторически службы занятости возникали как отделы Министерств труда. В некоторых странах под влиянием требований социальных партнеров им предоставлен автономный юридический статус. Они также могли создаваться по инициативе организаций предпринимателей или трудящихся, либо иметь статус частных агентств, действующих в интересах общества.
  Чаще всего, в соответствии с рекомендацией Международной Организации Труда 1948 г, служба занятости является автономной, но находится под контролем Министерства труда. При этом она имеет региональные и местные отделения, территориальные органы (консультационные пункты, модельные центры и др.), подчиненные национальной службе занятости. Роль местных отделений служб занятости нельзя недооценивать. Эти отделения на переднем крае работы с людьми и должны учитывать их самые разнообразные потребности. Именно способность местных отделений служб занятости удовлетворять эти потребности свидетельствует об эффективности всей организации работы с экономически активным населением.
  Размеры служб занятости различаются в зависимости от того, какие функции возложены на них законодательством той или иной страны, а их значимость зависит от положения на рынке труда в стране.
  Качественное изменение роли службы занятости в регулировании рынка труда требует изменения подходов к взаимодействию службы занятости со службами персонала организации. Данная модель учитывает, что особую нагрузку служба занятости несет в периоды экономического спада и структурных сдвигов в экономике. Для регулирования рынка труда службе занятости населения предоставлены следующие права:
  - запрашивать у работодателей информацию о предполагаемых структурных изменениях и иных мероприятиях, в результате которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников;
  - направлять работодателям, при наличии у них потребностей в рабочей силе, граждан, обращающихся в службу занятости для трудоустройства;
  - разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для работодателей минимального количества специальных рабочих мест для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве;
  - заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о трудоустройстве (с предварительной, при необходимости, профессиональной подготовкой), оплачивать таким гражданам за счет средств работодателей стоимость проезда, суточные за каждый день нахождения в пути, а также выдавать им пособия при переезде на новое место работы.
  В механизме регулирования и организации занятости населения предусмотрено участие и работодателей, содействующих проведению государственной политики занятости на основе:
  - соблюдения условий договоров (контрактов, других соглашений), регулирующих трудовые отношений в соответствии с законодательством;
  - реализации мер, предусмотренных в коллективных договорах (других соглашениях) по защите трудящихся в случае безработицы или приостановке производства; оказание содействия в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставление сверхустановленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет средств предприятий и других работодателей; создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли предприятий уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на эти цели;
  - трудоустройства определенного местным органом власти числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
  Помимо этого, работодатели обязаны:
  - своевременно, не менее чем за три месяца, и в полном объеме предоставлять службе занятости и в профсоюзный орган информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, число и категории трудящихся, которых оно может коснуться, и срок, в течение которого его намечено осуществить. Они так же несут ответственность в установленном законом порядке за предоставление недостоверных сведений;
  - принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости.
  Работодатели имеют право на частичное возмещение средств в виде дополнительных налоговых льгот и других форм компенсации расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите, сверх минимального количества, устанавливаемого местными органами власти; на получение от службы занятости бесплатной информации о состоянии рынка труда,
  При необходимости служба занятости может компенсировать работодателям полностью или частично затраты по организации обучения принятых на работу граждан, высвобождаемых с других предприятий.
  Таким образом, для реализации данного механизма есть все необходимые предпосылки.
  Для реализации своего права на труд граждане ведут самостоятельный поиск работы или обращаются в органы службы занятости (обращение гражданина в органы службы занятости в целях поиска работы — право гражданина, но не обязанность), которые, в свою очередь, призваны оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы.
  Осуществить свое право на труд гражданин может также путем прямого обращения к работодателю.
  Статья 3 Закона «О занятости населения в РФ» определяет следующие условия признания гражданина безработным: трудоспособность, поиск работы, готовность приступить к работе, отсутствие заработка и работы, наличие в паспорте гражданина отметки о регистрации по месту жительства, наличие всех необходимых документов, регистрация в органах службы занятости по месту жительства гражданина в целях поиска подходящей работы.
  Органы службы занятости вправе рассматривать вопрос о признании гражданина безработным только при соблюдении всех вышеперечисленных условий в совокупности.
  Право на пособие по безработице имеет только тот гражданин, который в установленном законодательством порядке признан безработным.
  Органы службы занятости оказывают консультационную помощь по вопросам, входящим в их компетенцию, всем обращающимся гражданам, независимо от их места жительства или пребывания; занятым и не занятым трудовой деятельностью, гражданам, получающим пенсию по старости (по возрасту), по инвалидности I, II, III групп, подросткам от 14 до 16 лет, молодежи, беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам, лицам, не имеющим гражданства.
  Увеличилось число трудоустроенных органами государственной службы занятости Приморья. По состоянию на конец 2002 г. было трудоустроено 51 тысяча 123 безработных граждан, что составляет 54,4 % к общему числу обратившихся, в 1995 г. было трудоустроено 27 тысяч 586 безработных (34,7 % всех обратившихся). Значительно снизилось число безработных в городах Артем, Дальнегорск, Большом Камень, Владивосток, Дальнереченск, Лесозаводск, Уссурийске, Надеждинском, Пожарском и Черниговском районах.
  Отмечается резкое изменение обращаемости в органы государственной службы занятости г. Владивостока. При сравнении показателей 1991 и 2002 гг. было выявлено увеличение числа обратившихся с 43 до 4700 человек. Характерной особенностью является то, что на рынок труда вышло значительно больше людей, ранее не работавших.
  Динамика рынка труда, которая ясно обозначилась сегодня - результат кропотливой работы Приморского краевого центра занятости в соответствии с политикой, направленной на увеличение рабочих мест. Во многом помогло налаживание более тесных контактов с работодателями. В результате численность трудоустроенных граждан постоянно растет, и на сегодняшний день она составила 51 тысячу 123 человек. Значительно увеличилось число трудоустроенных в городах Большом Камне и Партизанске, а также в Дальнереченском, Красноармейском и Надеждинском районах.
  Большое значение приобретает временная занятость. Более эффективной стала работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в возрасте от 14 до 18 лет при содействии службы занятости было трудоустроено около 10,5 тысяч человек. Кроме того, более 400 детям безработных оказана помощь в организации отдыха и лечения.
  Большое значение стало приобретать участие незанятых граждан в общественных работах. В течение всех восьми месяцев в них принимали участие 1243 человека, что 1,8 раза больше, чем за то же время в прошлом году. Такая работа хорошо налажена в городах Большом Камне, Владивостоке, Дальнегорске, Дальнереченске, Лесозаводске, Партизанске, Находке, Спасске-Дальнем, Уссурийске и Дальнереченском, Кавалеровском, Михайловском, Ольгинском, Партизанском, Пограничном, Пожарском и Хорольском районах.
  На профессиональное обучение при содействии службы занятости направлено 3467 человек, что на четверть больше аналогичного периода прошлого года. Количество вакансий достигло 8,3 тысяч, что в вдвое больше, чем в конце августа 1998 года. Это хороший фактор для ищущих работу. Между тем, в городах Арсеньеве, Партизанске, остается высоким спрос на свободные рабочие места.
  Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
  Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что понимается под государственной службой занятости?
  2. Какое главное и единственное требование предъявляется человеку, стающему на учет в службу занятости?
  3. Перечислите основные направления службы занятости.
  4. Под чьим ведомством находится служба занятости?
  5. Какие права предоставляются службе занятости для регулирования рынка труда?
  6. Участвуют ли работодатели в механизме регулирования и организации занятости?
  7. Перечислите условия признания гражданина безработным.
  8. Кому службы занятости оказывают консультативную помощь?

 
© www.txtb.ru