Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 1.1.2. Классификация организаций СКСиТ

  Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций СКСиТ, способных эти потребности удовлетворять.
  По классификации Е. Дискина существует 18 видов учреждений, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры:
  • культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);
  • выставочные залы;
  • театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);
  • учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы);
  • высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);
  • киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);
  • базы и конторы проката;
  • киностудии;
  • издательства;
  • редакции газет и журналов;
  • предприятия полиграфической промышленности;
  • учреждения книжной торговли;
  • телеграфные и информационные агентства;
  • редакции радио и телевидения;
  • радиодома;
  • телестудии и телевизионные технические центры;
  • студии звукозаписи;
  • предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.
  • Кроме того к сфере культуры и искусства были отнесены:
  • специализированные реставрационные предприятия и мастерские;
  • предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации;
  • предприятия народных художественных промыслов.
  В связи с новыми явлениями в сфере культуры и досуга данный перечень можно дополнить, включив в него:
  • организации туризма и экскурсионного обслуживания;
  • новые организации шоу-бизнеса;
  • организации игрового и игорного бизнеса;
  • модельные агентства;
  • рекламные мастерские и агентства.
  Кроме того, в группу высших и специальных учебных заведений следует включить институты театрального и циркового искусства, а в группу предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, - фирмы по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий, оборудования для казино. Предприятия народных художественных промыслов следует дополнить сувенирным производством. не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации организаций СКСиТ. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:
  1. форма собственности;
  2. вид продукта (результат труда);
  3. основные направления деятельности (функциональный признак);
  4. способ хозяйственной деятельности.
  Рассмотрим предложенные признаки более подробно.
  1) Классификация по формам собственности
  Организации СКСиТ до 1995 года разделялись по формам собственности и ведомственной принадлежности как государственные, кооперативно-колхозные и собственность общественных организаций (ВЦСПС, ВЛКСМ, КПСС). При этом государственная форма собственности преобладала среди театрально-зрелищных организаций, учебных заведений внешкольного эстетического образования, высших и средних специальных учебных заведений, выставочных залов, киностудий, контор проката, телеграфных и информационных агентств, предприятий книжной торговли, редакций радио и телевидения, студий звукозаписи, производства пластинок и пр.
  Культурно-просветительные учреждения относились к разным собственникам и ведомствам. например, различались государственные дома и дворцы пионеров, государственные, профсоюзные и колхозные клубы библиотеки, дворцы и дома культуры. Некоторые культурно­досуговые учреждения являлись собственностью КПСС и ВЛКСМ.
  Различная форма собственности была присуща и предприятиям туризма и экскурсионного обслуживания (ВЛКСМ «курировал» молодежный зарубежный туризм через «Спутник», профсоюзы через Центральный совет по туризму и экскурсиям и региональные советы - внутренний туризм, государство в лице «Интуриста» — зарубежный туризм: въездной и выездной).
  В период перестройки господствующее значительный период времени закрепление организаций СКСиТ за конкретной формой собственности и ведомственной принадлежностью претерпело существенные изменения. Была разрушена государственная монополия практически на все виды социально-культурной деятельности; профсоюзы и другие общественные организации потеряли контроль над большинством подведомственных им учреждений, часть из них стала муниципальной собственностью, часть была приватизирована.
  Одновременно в социально-культурной сфере наблюдалось появление организаций, имеющих частную или смешанную форму собственности (казино, ночные клубы, туристические, рекламные, модельные, журнальные агентства).
  В настоящее время, классифицируя организации СКСиТ по форме собственности, принято выделять организации, являющиеся:
  • федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации;
  • муниципальной собственностью;
  • частной собственностью юридических и физических лиц.
  2) Классификация по виду продукта (результату деятельности)
  Данный признак обусловлен разнообразием продуктов, создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы (см. последующие разделы работы). Используя его, можно выделить организации:
  а) производящие материальные продукты;
  б) оказывающие материальные услуги;
  в) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат;
  г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;
  д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.
  К группе «а» следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.п.
  К группе «б» можно отнести специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудии.
  Группа «в» включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.
  Группа «г» достаточно многообразна. В ней можно выделить три подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных, образовательных и информационных.
  К первой подгруппе относятся: театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.
  Ко второй — внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения.
  К третьей — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.
  В группу «д» следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет; книжной торговли и т.п.
  Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сферы характерным является разнообразие продуктов, например, музеи могут быть отнесены к группе «б» — если имеют реставрационные мастерские, способные осуществлять сторонние заказы, к группе «д» — если осуществляют торговлю сувенирной продукцией, каталогами, буклетами и пр. Преобладание культурно-просветительной деятельности музеев (собирание коллекций, организация экспозиций и выставок, методическая работа, проведение экскурсий, организация лекториев) позволяет относить их к группе «г».
  3) Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку)
  Данный признак чрезвычайно важен и касается, в основном, области нематериальных услуг. Существуют различные классификации видов социально-культурной деятельности. Одна из них включает искусство, творческую (художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство. Другая — культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно­прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание.
  Представляется, что перечисленные выше направления социально-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:
  • культурное просветительство и художественное творчество;
  • отдых и развлечения.
  Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции организаций культуры и искусства, с другой, — наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды познавательного туризма.
  Под художественным творчеством - деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.
  В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения.
  Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по- разному оценена как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.
  4) Классификация по способу хозяйственной деятельности
  Данный признак в классификации организаций СКСиТ чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики их финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов.
  Мы предлагаем различать:
  • коммерческий тип хозяйствования;
  • некоммерческий тип хозяйствования.
  • смешанный тип хозяйствования.
  Эта классификация позволяет относить конкретные организации СКСиТ к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.
  Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом — извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта.
  Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т. е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).
  Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как «самоценных областей общественной жизни». Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе — малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому — убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников.
  Существующие сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации СКСиТ, в которых преобладает первый тип хозяйствования (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации СКСиТ, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).
  Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия.
  Практика показывает, что в условиях недостаточного финансирования некоммерческие организации дня получения средств на свое развитие вынуждены заниматься коммерческой, предпринимательской деятельностью, использовать смешанный тип хозяйствования. Такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями.
  В заключение отметим: для понимания экономического механизма деятельности организаций определяющим является выделение двух основных направлений деятельности:
  а) культурное просветительство и художественное творчество;
  б) отдых и развлечения.
  Преобладание одного из них обусловливает как форму собственности, так и способ хозяйствования конкретных организаций, особенно в области оказания услуг.

Литература к главе 1.1

  1. Галуцкий Г. М. Экономика культуры: Учебное пособие. - М.: Изд-во РУМК Министерства культуры РСФСР, 1991. 208 с.
  2. Дискин Е. И. Культура: стратегия социально-экономического развития. - М.: Экономика, 1990. - 109 с.
  3. Зворыкин А. А. История техники. - М., 1962. - 267 с.
  4. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере / И. М. Шейман, Л. И. Якобсон, Л. С. Демидова и др. - М.: Наука, 1995. 156 с.
  5. Мелещенко Ю. С. Общество и техника. - Л., 1965.- 342 с.
  6. Триодин В. Е. Социально-культурная деятельность: объект и предмет исследования // Магистр. 1998. №1. С.26-36.

 
© www.txtb.ru