Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


§ 3.2.2. Социально-экономические факторы развития туризма

  Реализация туристского продукта в условиях рынка может быть осуществлена при наличии спроса и предложения на такого рода услуги, которые, в свою очередь, формируются при определенных социально-экономических условиях. Следует отметить, что некоторые факторы по- разному влияют на въездной и выездной туризм. Рассмотрим подробнее факторы развития спроса и предложения на туристский продукт.
  Факторы спроса
  1. Фактор политической и экономической стабильности региона или страны.
  Понятно, что отсутствие такого рода стабильности резко снижает спрос на туристские услуги, даже если регион или конкретный город имеет высокую туристскую ценность. Рассматривая Россию, в которой отсутствие стабильности не вызывает у западных туристов сомнения, можно констатировать снижение спроса на туристские услуги. Особенно резко это снижение проявляется во время различных политических и экономических потрясений, которые происходят в стране. При этом неважно, где территориально располагаются горячие точки — в Чечне, Дагестане, Москве — туристский поток в Россию в целом уменьшается.
  В то же время увеличился спрос россиян на путешествия в западные страны, где существует несомненная политическая и экономическая стабильность.
  2. Экологический фактор.
  Неблагоприятная экологическая ситуация снижает спрос на туристские услуги. Загрязнение воздуха и воды, повышенная степень радиационной опасности отпугивают потенциальных туристов. Экологические проблемы в нашей стране уменьшают поток туристов, а в то же время россияне едут в благополучные с точки зрения экологии страны.
  3. Фактор безопасности.
  Криминогенная ситуация в России также снижает поток туристов, опасающихся за свою безопасность, в то же время увеличивает поток отъезжающих из России в безопасные регионы.
  4. Бюджет семьи как фактор спроса.
  Доход семьи во многом определяет возможность путешествий. Во многих странах на туризм тратится до 40% дохода семьи. В основном, туристы — это представители среднего класса, их доход позволяет 2-3 раза в год выезжать в туристские поездки. В нашей стране средний класс еще не сформировался. Путешествие для большинства россиян сегодня — это чрезвычайно большие расходы, которые можно позволить один раз в год, сократив при этом до минимума все остальные статьи затрат.
  5. Фактор моды.
  Мода как социокультурное явление во многом зависит от социально-экономической и политической ситуации. Мода формирует потребности, увеличивает или снижает спрос на туристские услуги в определенные сезоны и в конкретных регионах. Так, если один сезон модно отдыхать на Багамских островах, то в следующем сезоне может стать модным, например, Кипр. Прогнозирование моды и, соответственно, определение направления и размера туристских потоков сегодня становится чрезвычайно актуальной задачей.
  6. Фактор регионального и профессионального разделения труда.
  Известно, что для сельских жителей самое напряженное время труда — лето, а зима возможна для отдыха. Более того, сельский житель выберет для туристской поездки большой город. Городской житель отдыхает в основном летом и выберет поездку или поближе к природе, общения с которой он лишен все остальное время, или место, пользующееся особенной туристской притягательностью. Существуют регионы, в которых население в основном занято в доминантных для этой местности отраслях (добыча угля, нефти). В этом случае жители региона для туристской поездки выбирают регион, где эта отрасль отсутствует.
  7. Фактор культурного уровня туристов.
  Чем выше культурный уровень потенциального туриста, тем выше запросы на познавательные виды туристской услуги. Этот фактор в данном случае является решающим при выборе места путешествия. При этом, зачастую комфорт не является приоритетом при выборе. Необходимо отметить, что указанный фактор воздействует на туристские потоки именно в России, где отсутствие финансовых средств на туристские поездки у большого количества лиц с высоким культурным уровнем практически не снижает их туристской активности.
  8. Фактор урбанизации.
  Рост городов и городского населения влияет на увеличение туристских потоков. Горожанин живет интенсивнее, темп его жизни во многом связан с размером города. Чем больше город, тем больше усталость и необходимость восстановления сил в туристской поездке.
  Можно назвать и другие факторы спроса на туристские услуги, здесь рассмотрены наиболее значимые. Анализируя факторы спроса, можно с уверенностью констатировать, что спрос на туристские услуги в нашей стране еще недостаточно высок и со стороны иностранных туристов и, особенно, со стороны россиян. В последние годы «работает» лишь фактор урбанизации, поскольку горожанин независимо от доходов семьи старается выехать из города на время отпуска. И второй работающий фактор - культурный уровень. Чем выше культурный уровень человека, тем выше познавательные потребности, которые могут удовлетворяться и посредством путешествий, при этом человек может минимизировать затраты на удовлетворение других потребностей.
  Имеющийся спрос россиян на туристские услуги направлен на выезд в другие страны, спрос же на въезд в Россию незначителен. Услуги внутреннего туризма в настоящее время практически не востребованы, здесь можно говорить только о детском туризме во время школьных каникул.
  Факторы предложения на туристские услуги
  1. Туристские ресурсы.
  Под туристскими ресурсами понимают совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Как правило, туристские ресурсы определяют формирование туристского бизнеса в том или ином регионе. Туристские ресурсы неоднородное понятие, они включают самые разнообразные объекты, стабильно привлекающие внимание туристов.
  К ним относятся:
  • Климатические, ландшафтные и другие ресурсы, которые являются естественным благом (водопады, пещеры, морские и речные пляжи, горы и т.д.). Доступность и экскурсионная значимость этих объектов — необходимое условие использования их как туристских ресурсов. Наша страна удивительно богата такого рода туристскими ресурсами (Уральские горы, Байкал, Сибирские реки, дальневосточные вулканы и пр.).
  • Архитектурные и исторические памятники, то есть ресурсы, которые являются результатом труда человека. В России, несмотря на разрушение многих памятников, этот вид туристских ресурсов также чрезвычайно широко представлен. Такие города, как Петербург, Новгород, Вологда, Ярославль, Ростов Великий, Владимир и многие другие, являются сокровищницей мировой и отечественной культуры.
  • Инфраструктура туризма, в которую входят дороги, транспорт, отели, рестораны, кафе и прочие предприятия, призванные обслуживать туристов. Инфраструктуры туризма призвана обеспечивать любой уровень комфорта для туристов, который они имеют возможность оплатить. Наряду с самыми дорогими отелями должны существовать и дешевые гостиницы, наряду с дорогими сувенирами должны продаваться и дешевые и т.п. Этот фактор в России реализуется не в полной мере, так как инфраструктура туризма развита недостаточно.
  О российских дорогах можно много говорить, при этом все сказанное будет носить негативный характер. Аналогична ситуация и с транспортом - комфортный туристский транспорт практически отсутствует. Существующие гостиницы в основном дороги и не соответствуют мировым требованиям. Таким образом, отсутствие развитой инфраструктуры туризма резко снижает спрос на туристские услуги.
  Наличие климатических, ландшафтных, архитектурных, исторических ресурсов нивелируется слаборазвитой инфраструктурой туризма.
  2. Организация туристского бизнеса
  Во всем мире туристские предприятия делятся на туроператоров и турагентов. Различие их состоит в том, что туроператоры производят туристскую услугу, а турагенты ее продают. При этом во многих странах существуют законы, по которым эти функции запрещено смешивать. Если туроператоры—это, в основном, предприятия, относящиеся к среднему бизнесу, иногда владеющие отелями и транспортом, то турагенты — это предприятия малого бизнеса, насчитывающие в своем штате 5-10 работников. Туроператоры имеют возможности варьировать туристские услуги. С этой целью они заключают договоры с различными гостиницами, транспортными предприятиями, экскурсионными бюро, музеями, организациями, обеспечивающими развлечения, и учреждениями культуры и искусства. По запросам туристов они формируют туристскую услугу. Турагенты, в свою очередь, знают туристский рынок потребителей и предлагают самый привлекательный набор услуг для каждого конкретного клиента.
  В нашей стране разделение на туроператоров и турагентов еще не произошло по объективным причинам. Каждая туристская фирма и производит и продает туристский продукт. Отсутствие до недавнего времени развитого рынка предложения туристских услуг позволило каждой маленькой фирме найти свою нишу на этом рынке и продавать определенные туры. Работая непосредственно с заказчиком, туристская фирма может подобрать для него наиболее удобный вариант как с точки зрения целей путешествия, так и с точки зрения возможных затрат. Такой смешанный тип туристских фирм сегодня является рациональным для развивающегося российского рынка туристских услуг.
  3. Обеспеченность профессиональными кадрами.
  Подготовка профессиональных менеджеров для туризма является сложившейся и даже традиционной для многих стран. В России таких специалистов практически не готовили, и в этой отрасли работают представители самых разных профессий, что, безусловно, не способствует успеху развития туризма в России. Современные потребности туристских организаций заставили многие высшие учебные заведения начать подготовку профессиональных кадров.
  Таким образом, предложение туристских услуг в настоящее время значительно превышает спрос. К сожалению, современная государственная политика в области туризма не стимулирует увеличения спроса на въездной туризм. Именно поэтому влияние туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем сервиса, дефицитом квалифицированных кадров.

 
© www.txtb.ru