Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2.3.2.3.3. Цифровые библиотеки

  Термин цифровая библиотека встречается на страницах российской библиотечной печати, однако более распространенным у нас является термин электронная библиотека, который, как замечает Э. Сукиасян, более целесообразен с точки зрения полноты охвата признаков этой новой формы библиотеки. Развернутое рабочее определение цифровой библиотеки имеется на Вэб-сайте Федерации цифровых библиотек (http://www.clir.org/diglib/), однако оно громоздко и довольно трудно воспринимается. Суть основных признаков цифровой библиотеки можно свести к следующим:
  • Во-первых, это коллекция оцифрованных материалов (оцифровывание - перевод текста, изображения, звукового файла, движущегося изображения, компьютерной программы в цифровую форму), доступная через компьютер, локальную компьютерную сеть или Интернет.
  • Во-вторых, цифровая библиотека опирается на некий свод принципов, определяющих, что она включает и как она организована.
  • В-третьих, цифровая библиотека обеспечивает поиск информации по своим коллекциям, стабильность и надежность доступа к ним.
  Создание цифровых библиотек способствует глобализации мирового информационного сообщества, открывая принципиально новые условия доступа к удаленным информационным ресурсам и обеспечивая равные права пользователей на получение необходимой информации. Технология оцифровывания рассматривается библиотечными профессионалами США как возможность расширить сферы исследований и образования, улучшить качество обучения и дать новые формы для академических коммуникаций.
  Технология оцифровывания библиотечных материалов в последние годы активно развивается. Практически любые формы документов, представленные в современных библиотечных фондах, могут быть переведены в цифровые, от карт и рукописей до фильмов и звукозаписей. Часто встречаются утверждения о том, что цифровая информация трансформирует способы нашего образования, коммуникации и даже мышления. Она также изменяет не только способы, но и само содержание работы библиотек. Многие библиотеки и другие организации, среди которых правительственные агентства, исследовательские центры, издатели и т.д., вовлечены сегодня в разнообразные цифровые проекты. Университетские библиотеки выступают лидерами ряда интересных цифровых инициатив. Среди создаваемых ими цифровых коллекций можно назвать проекты университетов Стэнфорд, Мичиган, Гарвард, Дюк и др.
  Достоинством, которое обеспечивается оцифровыванием, является возможность работы над изображениями после начального сканирования. При работе с редкими документами, в особенности плохо сохранившимися, это значительно расширяет способности исследователя в изучении деталей, которые не могут быть увидены человеческим глазом. Изображения могут быть увеличены в размере, усилена контрастность их цветов и четкость деталей. Через работу с изображением выцветший документ может быть легко прочитан, загрязненные изображения очищены, а слабые карандашные пометки сделаны хорошо видимыми. Э. Смит приводит пример с оцифрованной картой округа Колумбия, где сейчас расположен Вашингтон, столица США, подготовленной в 1791 г. для Джорджа Вашингтона. Оригинал карты поблек, потерял цвет, бумага стала ломкой, и документ не может выдаваться пользователям. Оцифрованная несколько лет назад, эта карта стала доступна со всеми тончайшими контурами плана, сделанного архитектором, и пометками, написанными рукой Томаса Джефферсона. Для университетских библиотек оцифровывание является способом открытия для студентов источников, которые в противном случае не были бы для них доступны. Среди таких материалов - специальные коллекции научных институтов, включающие редкие книги, рукописи, фотографии, музыкальные записи, графические материалы, фильмы. Часто такие источники требуют особых условий хранения, и доступ к ним крайне ограничен. Цифровые коллекции подобных материалов создают для преподавателей неслыханные дотоле возможности включения в процесс обучения уникальных исторических документов. При этом историческое событие может быть показано через источники разнообразных форм, собранные в виде цифровой коллекции из различных хранилищ: например, выборы президента в 1860 г. через дагерротипы кандидатов, плакаты политических кампаний и газетные карикатуры того времени, политические памфлеты, объявления об аукционах рабов, черновик речи Линкольна при вступлении в должность президента, отражающий различные этапы работы над ней.
  Профессионалы библиотечно-информационной деятельности США, пытаясь обобщить опыт первых лет работы по этой новой технологии, в целом расценивают ее как популярную и многообещающую, однако еще экспериментальную. Э. Смит, в частности, пишет о том, что от оцифровывания часто ожидают преимуществ, которые пока иллюзорны. Одно из таких ожиданий - это то, что оцифровывание уже способно заменить микрофильмирование как основной способ сохранности информационных источников. Э. Смит считает, что цифровые ресурсы являют свои лучшие стороны относительно доступа к информации, однако они не обеспечивают сохранности подлинности и постоянства источников, за что библиотеки традиционно несут ответственность. Достаточно трудно быть уверенным в подлинности и целостности оцифрованного изображения или текста, так как цифровой файл можно легко фальсифицировать или что-то изменить в его содержании. Для решения проблемы сохранности документов предлагается так называемая “смешанная конверсия”, при которой преимущества сканирования для целей доступа сочетаются с микрофильмированием, сделанным по всем необходимым стандартам.
  Накопленный библиотеками в последние годы опыт в области оцифровывания выявил некоторые проблемные моменты, в частности, такие как:
  • Слишком большое расходование денежных средств на локальные цифровые проекты, когда каждой библиотекой приобретается дорогостоящее оборудование.
  • Многие цифровые коллекции создавались без серьезных обязательств по их дальнейшей поддержке и развитию; ряд цифровых проектов предпринимался без хорошо разработанного стратегического плана.
  • В связи со стремительным развитием компьютерных технологий необходимо приспосабливать уже имеющиеся коллекции к программным разработкам завтрашнего дня для обеспечения надежности материальных носителей цифровой информации, сохранения записанных на них данных и гарантии их многолетнего использования.
  • Обеспечение интеллектуального доступа к цифровым библиотекам стоит дороже, чем сам процесс оцифровывания материалов.
  • Информационные потребности современных пользователей требуют от библиотек оцифровывания источников, защищенных авторским правом и соответственно находить пути для решения многочисленных вопросов, связанных с соблюдением этого права. Тем не менее многие библиотеки оцифровывают архивные материалы и старинные издания, которые не находятся под действием закона об авторском праве. Этот закон, к сожалению, ограничивает оцифровывание многих коллекций, являющихся высоко востребованными для научных исследований и целей образования. Сложности, связанные, например, с авторским правом на фильмы и звукозаписи, приводят к тому, что такого рода документы наименее доступны в цифровых коллекциях.
  • Объем работы по подготовке материалов для оцифровывания очень велик. Он включает подготовку документа как физического объекта, его исследование и описание.
  Перспективы решения многих проблем библиотечные профессионалы США видят в создании консорциумов для реализации цифровых проектов или в поручении работ по оцифровыванию компаниям-вендорам.
  Ряд библиотек США разрабатывают критерии отбора материалов для оцифровывания. Библиотеки университета Колумбия одними из первых поместили на своем сайте руководство по отбору материалов для цифровой конверсии. Библиотеки штата Колорадо выработали специальный список вопросов, который они предлагают обдумать перед началом работы над каким-либо цифровым проектом.
  Ряд цифровых библиотечных проектов имеют задачей улучшить условия доступа к информации путем оцифровывания не полных текстов оригиналов, а некой вторичной информации - архивных описей, оглавлений журналов и т.д. Такие проекты используют технологию оцифровывания как один из инструментов для поиска, дополняющий поисковые возможности других технологий, более традиционных и привычных для пользователей. Несколько подобных проектов реализуются сейчас в библиотеках Гарвардского университета.
  Целый комплекс пилотных проектов под эгидой программы Library Digital Initiative (LDI) - “Библиотечная Цифровая Инициатива” - был анонсирован Гарвардом в 1997 г. Целью LDI является активное продвижение библиотек Гарварда в новую эру цифровой информации. Первый этап LDI рассчитан на 5 лет. Программа ориентирована как на перевод в цифровую информацию традиционных библиотечных коллекций, так и на глобальное расширение доступа пользователей к источникам цифровой информации. Интересно отметить, что в отличие от многих подобных проектов руководители данного не стремятся к созданию отдельной цифровой библиотеки. Они видят свою задачу в интеграции цифровых ресурсов в существующую библиотечную инфраструктуру Гарварда с обеспечением полноценного доступа ко всем информационным ресурсам университета независимо от их формата.

Литература к главе 2.3

  1. Автоматизация управления предприятием / Баронов В.В. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 239 с.
  2. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 464 с.
  3. Березин С.В., Раков С.В. Internet у вас дома / 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: БХВ - Санкт- Петербург, 1999. - 752 с.
  4. Бройдо В.Л. Офисная оргтехника для делопроизводства и управления. - М.: Информационно­издательский дом "Филинъ", 1998. - 424 с.
  5. Брэдли Ф. Шимми. Эффективное использование электронной почты. Серия "Enter". Ростов-на- Дону: "Феникс", 1998. - 304 с.
  6. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: "Издательство ПРИОР", 1999. - 144 с.
  7. Еременко Т.В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США / Ряз. гос. пед. ун-т им. С. А. Есенина. - Рязань : Изд-во Ряз. гос. пед. ун-та, 2001. - 120 с.
  8. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. - М.: Издательство "Ось-89", 1999. - 192 с.
  9. Информатика для юристов и экономистов / Симонович С.В. и др. - СПб: Питер, 2001. - 688 с.
  10. Кирсанова М.В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА- М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. - 288 с.
  11. Клименко С. В. и др. Электронные документы в корпоративных сетях. М.: Анкей - Экотрендз, 1999. - 272 с.
  12. Колесниченко О.В., Шишигин И.В. Аппаратные средства PC. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 2000. - 800 с.
  13. Куперштейн В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении. - СПб.: БХВ - Санкт-Петербург, 1999. - 256 с.
  14. Microsoft Corporation. Компьютерные сети: Учебный курс / Пер. с англ. - М.: Издательский отдел "Русская редакция" ТОО "Channel Trading Ltd.". - 2-е изд. испр. и доп.- 1998. - 696 с.
  15. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса: Учеб. пособ. - М.: Советский спорт, 2001. - 208 с.
  16. Профессионалам турбизнеса. Компакт диск.
  17. Пять звезд. Отели, рестораны, туризм. Журнал.
  18. Турбизнес. Журнал
  19. Туризм. Практика, проблемы, перспективы. Журнал.
  20. Хомоненко А.Д., Цыганков В.М., Мальцев М.Г. Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Д. Хомоненко. - СПб.: КОРОНА принт, 2000. - 416 с.
  21. Экономическая информатика / под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.
  Ресурсы Интернет:
  1. www.turizm.ru
  2. www.tours.ru
  3. www.tsure.ru


 
© www.txtb.ru