Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


10.4. Общественное движение в конце 50-х-60-е гг. XIX в.

  На рубеже 50-60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно-демократической направленности.
  Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин (1818-1885) и Б.Н. Чичерин (1828-1904).
  К. Д. Кавелин, профессор-историк Московского университета, приглашенный для воспитания наследника, так сформулировал девиз отечественного либерализма: «...Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». Кавелин считал, что России нужна не революция, а гражданский мир. Он пытался сблизить славянофилов и западников, либералов и социалистов, считая, что крайние направления общественной мысли дополняют и уравновешивают друг друга. Долг и искусство политика состоят в том, чтобы разъяснить каждому его назначение: консерваторам указывать на опасность застоя, радикалов предупреждать о возможных катастрофических последствиях действий «сломя голову». В итоге добиваться постепенной реформы. Кавелин призывал разночинную интеллигенцию не к революции, а к упорному повседневному труду на благо народа, труду созидающему, обустраивающему жизнь. При этом Кавелин не требовал ликвидации монархии, признавал эту форму власти самой подходящей для России того времени, считая, что российский абсолютизм «должен быть прогрессивный и просвещенный». Главным делом своей жизни Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. В 1855 г. им была подана «Записка об освобождении крестьян», где он выдвигал идею постепенного освобождения крестьян с земельным наделом. Эта идея легла в основу правительственной программы. Но как только программа Кавелина была напечатана в «Современнике», его отстранили от воспитания наследника, хотя на смену Кавелину вскоре был приглашен другой либерал, его ученик Б. Н. Чичерин.
  Б.Н. Чичерин был сторонником буржуазных реформ западноевропейского образца, выступал за закон, право как главные регуляторы человеческих отношений. Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды, в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право». Чичерин считал, что путь к свободе - через «возвышенные права», он выступал за политические свободы и права - выражать свое мнение, менять местожительство и подданство, равенство перед законом и т. д.
  В 1858 г. в герценовских «Голосах из России» Чичерин опубликовал статью «Современные задачи русской жизни», где сформулировал требования русского либерализма того времени:
  1) свобода совести;
  2) свобода от крепостного состояния;
  3) свобода общественного мнения;
  4) свобода книгопечатания;
  5) публичность всех правительственных действий;
  6) публичность и гласность судопроизводства.
  Чичерин считал, что история России «доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ грамотными шагами на пути гражданственности и просвещения», в то же время Россия не созрела для народного представительства и его преждевременное введение «может породить только смуту». Социализм он обозначал как «чистый бред воображения», «фантазии о будущем блаженстве человеческого рода», считал, что так как в природе господствует неравенство сил, свойств, то и в обществе не может быть социального равенства.
  Другим направлением общественной мысли на рубеже 50-60-х гг. XIX в. было революционнодемократическое. Складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола», другой в России вокруг журнала «Современник».
  В 1852 г. вслед за своим другом Н.П. Огаревым, А.И. Герцен отправился в добровольное изгнание в Лондон, где на следующий год основал Вольную русскую типографию, имея целью распространять в России идеи освободительного движения. В 1855 г. он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». Поместив на обложке издания силуэты казненных декабристов, он еще раз подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить на новом этапе освободительного движения. В альманахе печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белинском, Чаадаеве. Успех «Полярной звезды» привел Герцена к мысли о выпуске бесцензурного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи и лозунги освободительного движения.
  С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Колокол». В первом номере Герцен сформулировал программу из трех пунктов:
  1) освобождение крестьян,
  2) упразднение цензуры,
  3) отмена телесных наказаний.
  В дальнейшем Герцен уточнил, что имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.
  В июле 1861 г. в «Колоколе» была опубликована статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?». В ней были сформулированы следующие требования: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилья чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Огарев призывал народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную».
  В 1865 г. издание «Колокола» было перенесено в Женеву, ставшую центром русской эмиграции. В 1867 г. издание было прекращено.
  Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Накануне отмены крепостного права среди революционеров российского центра складывается план действий, центральное место в котором занимал выпуск прокламаций, поэтому часто этот период революционного движения в России называют «эпохой прокламаций». Первой прокламацией был «Великорусс». К осени 1861 г. вышли три его выпуска. «Великорусс» был обращен к «образованным классам». В нем содержался призыв «устранить произвольное управление» и «заменить его законностью». В прокламации выдвигалось требование передачи крестьянам земли, которой они пользовались при крепостном праве, и освободить их от выкупа, «приняв его на счет всей нации. «Великорусс» требовал свободной конституции, в которой найдут свое отражение такие демократические принципы, как «ответственность министров, вотирование бюджета, суд присяжных, свобода исповеданий, свобода печати, уничтожение сословных привилегий, самоуправление по областным и общинным делам». Неотъемлемой частью демократических преобразований считался вопрос об освобождении Польши. Выпуск «Великорусса» рассматривался революционерами как основа для объединения демократических сил страны.
  Наиболее радикальным из всех агитационных документов была прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Главной его целью было установление «социальной и демократической республики», а основным методом достижения этой цели являлся террор. П.Г. Заичневский призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить всех сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи.
  В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», «К крестьянам», «К молодому поколению», «К солдатам». Однако данные документы были достаточно разноречивы, что свидетельствовало об отсутствии единства среди революционеров.
  «Земля и воля» 60-х гг.
  Подъем крестьянского движения, который последовал за отменой крепостного права, вселял в революционеров надежду на скорое восстание. Большинство из них сходилось на предположении, что открытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал срок подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров - Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов - провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации.
  Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной. На протяжении всего короткого периода ее существования (осень 1861 - весна 1864 г.) руководящие органы претерпевали неоднократные изменения. Большинство ученых считают, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра организации оказывал Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным из них было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов.
  После ареста в июле 1862 г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации. Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание в 1863 г., члены организации рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее приготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были осуждены на каторжные работы.
  В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, усилились правительственные репрессии, возникли серьезные разногласия с Герценом. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли в воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества.
  Московское отделение «Земли и воли» не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало устанавливать связь с другими кружками распавшейся «Земли и воли» и собирать их в новую организацию. Ее возглавил Николай Ишутин. Деятельным его сподвижником был его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. В 1863 г. им было по 23 года, оба они были студентами Московского университета. Ишутинцы считали своей целью подготовку крестьян к социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в Можайском уезде Московской губернии. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике партизанских действий и индивидуального террора. С этой целью была создана группа «Ад», подготавливавшая устройство побега Чернышевского с каторги. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Это привело к усилению репрессий правительства. Был разгромлен кружок Ишутина, закрыты оппозиционные журналы, запрещены студенческие кружки. Сам Каракозов был казнен.

 
© www.txtb.ru