Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


9.2. Начало царствования Александра I. «Негласный комитет». Деятельность М.М. Сперанского

  Александр I (1801-1825) взошел на престол 12 марта 1801 г. в результате дворцового переворота. Ему тогда было 23 года. Александр был любимым внуком Екатерины II, она руководила его воспитанием. Он был хорошо образован, говорил, что мечтает дать России конституцию. Сразу после воцарения Александр заявил, что будет править «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II.
  Характерной чертой александровского царствования становится борьба двух течений - либерального и консервативно-охранительного - и лавирование императора между ними.
  Большинство историков выделяют в царствовании Александра I два периода:
  1) 1801—1812 гг. - период подготовки реформ и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
  2) 1815—1825 гг. - период, когда во внутренней и внешней политике стали преобладать консервативные тенденции.
  В первые годы царствования Александр I опирался на небольшой круг друзей, сложившийся вокруг него еще до восшествия на престол. Этот неофициальный орган получил название Негласный комитет (1801-1803). В него входили П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.А. Чарторыйский, разрабатывавшие государственные реформы с 1801 по 1803 гг. Планы комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России (под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти).
  По мнению русского историка С.Ф. Платонова, преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет царствования, прямо или косвенно были связаны с деятельностью комитета.
  Реформы Александра I
  Крестьянский вопрос
  1. Александр прекратил раздачу крестьян в частные руки. Однако чиновники нашли возможность обходить указ, сдавая землю в долгосрочную аренду. В 1810-1817 гг. на Украине и Белоруссии было сдано в аренду 350 тыс. душ.
  2. Указ 1801 г. запрещал опубликовывать объявления о продаже крестьян без земли.
  3. Указом 12 декабря 1801 г. дворяне лишались монопольного права на частную собственность. Купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне получали право покупать землю.
  4. Указ 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах» предусматривал освобождение крепостных крестьян на волю за выкуп с землей целыми селениями или отдельными семействами по обоюдному согласию крестьян с помещиком. К 1825 г. указом воспользовалось 0,5% крестьян (200 тыс.).
  5. В 1804-1805 гг. был проведен первый этап крестьянской реформы в Латвии и Эстонии. Реформа дала личную свободу крестьянам, имеющим свое хозяйство, и право аренды земли. Эта реформа была полностью осуществлена в 1816-1819 гг.
  6. Указы 1808-1809 гг. запрещали продажу крестьян на ярмарках в розницу, ссылку в Сибирь. Помещик был обязан кормить крестьян в голодные годы.
  Реформа системы образования
  1. В 1803 г. принято новое положение «Об устройстве учебных заведений», согласно которому создавалась 4-ступенчатая единая система бесплатного образования для всех сословий:
  1 ступень - одноклассное приходское училище при церковном приходе;
  2 ступень - уездное трехклассное училище;
  3 ступень - шестиклассная гимназия в губернском городе;
  4 ступень - университет во главе учебного округа. Было создано 6 учебных округов - Московский, Петербургский, Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский.
  2. В 1804 г. издан Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.
  3. Основан ряд учебных заведений: привилегированные средние учебные заведения - лицеи (в 1811 г. - Царскосельский, в 1817 г. - Ришельевский в Одессе, в 1820 г. - Нежинский); два новых института - Институт путей сообщения (1801 г.), Московское коммерческое училище (1804 г.).
  Реформа органов центрального управления
  1. В 1802 г. издан указ о расширении прав Сената. Он объявлялся верховным органом в империи, сосредоточивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть.
  2. В 1802-1811 гг. проведена министерская реформа. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Дела по каждому ведомству решались единолично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами, департаменты - на отделения во главе с начальниками отделений, а отделения - на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
  Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря своим личным качествам и поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и к исходу 1807 г. стал одним из ближайших советников императора. В конце 1808 г. Александр I поручил ему составить общий план государственных преобразований. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен.
  Изложение программы Сперанского требует некоторых предварительных замечаний:
  1) основополагающие идеи преобразований, несомненно, были сформулированы и определены Александром I. В противном случае Сперанский никогда бы не решился на составление столь широкомасштабного и смелого проекта;
  2) реализация проекта Сперанского ограничивала самодержавную власть, значительно продвигала Россию по пути превращения крепостнической монархии в буржуазную;
  3) при разработке главных направлений политической реформы Сперанский опирался на существовавшую европейскую конституционную традицию, в частности, на английский и французский опыт;
  4) приоритет в преобразованиях Сперанский отдавал политической сфере - реформам государственного устройства. Рассматривая уничтожение крепостного права как необходимое условие обновления России, Сперанский, тем не менее, решение этой проблемы относил на будущее.
  В основе проекта преобразований М.М. Сперанского был заложен принцип разделения властей. С этой целью законодательные функции сосредоточивались в новом органе - Государственной Думе, судебные - в Сенате, исполнительная власть предоставлялась министерствам. Для координации действий высших государственных учреждений создавался Государственный Совет, его члены не избирались, а назначались императором. Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась и вся полнота управления страной.
  Систему законодательных учреждений составляли выборные Думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Избирательные права предоставлялись дворянству, «людям среднего состояния» (купцы, государственные крестьяне). Гражданскими правами, по мысли Сперанского, следовало наделить все население страны, включая и крепостных крестьян.
  Для депутатов Государственной Думы вводился имущественный ценз. Председатель Думы, избранный депутатами, утверждался царем. Государственная Дума рассматривала законопроекты, представленные министрами, Государственным Советом или императором. Закон вступал в силу только после одобрения Думой. Она же контролировала деятельность исполнительных органов власти (министры были подотчетны Думе). Император мог принимать законодательные акты помимо Думы, только руководствуясь чрезвычайными обстоятельствами (когда речь шла о «спасении Отечества», войне, мире).
  Александр одобрил план Сперанского, но не решился на осуществление широкомасштабных реформ. По его мнению, преобразования следовало начинать с центральной системы государственного управления, а затем поэтапно переносить их на другие области. 1 января 1810 г. был учрежден Государственный Совет - законосовещательный орган при государе. Летом 1811 г. введено разработанное Сперанским «Общее учреждение министерств», которое определяло состав, пределы власти и ответственность министерств, а также порядок делопроизводства. Кроме того, в рамках плана Сперанского был осуществлен ряд мер, направленных на оздоровление финансов.
  Этим, по существу, и ограничился Александр I в реализации реформаторских замыслов Сперанского. В марте 1812 г. Сперанский был уволен с государственной службы и сослан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, затем переведен в Пермь.
  Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызывало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский становится объектом постоянных нападок «консервативной части света» и противников преобразований. О нем распускаются политические сплетни, молва объявляет его даже французским шпионом. Наступает охлаждение и в личных отношениях Александра и Сперанского. В этих условиях император «внимает общественному мнению» - реформатор удаляется от двора.

 
© www.txtb.ru