Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3. Восточные славяне в древности

  Вопрос о времени появления славян в Восточной Европе является дискуссионным. Археологические источники не дают сведений о языке населения - важнейшем этническом признаке, а византийские авторы не всегда отличают восточных славян от южных и западных. Существуют предположения о славянском или праславянском характере ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н. э. - первой половины I тыс. н. э., но они разделяются не всеми исследователями.
  Многие ученые полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появились в VII-VIII вв. н. э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с побережья Балтийского моря. В последнее время высказано аргументированное предположение, что заселение Севера славянами относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V в. Но эта точка зрения не является общепризнанной.
  Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (то есть исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII-VIII вв. они уже составляют значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен на эту территорию не было завоеванием. Плотность населения здесь была очень низкой, и славянам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями - угро-финнами и балтами.
  Отношения славян с другими соседями были более сложными. В IV-VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в. возникает Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в их состав входили также монгольские и угро-финские племена. Авары подчинили тюрков-болгар, кочевавших в Приазовье и При- каспии, и двинулись на Дунай. Образовав свою державу - каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.
  Аварский каганат подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сохранила предание о насилии аваров над дулебами во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610-641 гг.). «Обры», как называет аваров летописец, впрягали в телеги славянских женщин и заставляли себя возить, были они «телом велици и умомъ горди», но исчезли бесследно. С тех пор сохранилась, говорит летописец, и поговорка - «погибоша аки обре».
  В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство - конгломерат разных племен, где основным источником богатства знати была военная добыча. Внутренние усобицы быстро привели к распаду государства. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где заняла Добруджу, подчинив себе местные славянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав крупное государство - Волжско-Камскую Болгарию (или Булгарию).
  В VII в. на юге появился другой тюркский народ - хазары. Они создали свой каганат, расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца К в.
  Из византийских источников нам известно о славянах и «антах», которые, по словам автора византийского военного трактата конца VI в. «Стратегикона», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе». О близости происхождения славян и антов пишет и другой византийский автор VI в. - Прокопий Кесарийский. Существует предположение, что антами в Византии называли восточных славян. Однако существует опирающаяся на данные лингвистики точка зрения (А.И. Попов), что, хотя славяне и входили в состав Антского союза племен и, возможно, были там руководящей силой, сам союз был не чисто славянским.
  Из описаний византийских историков VI в. видно, что тогда славяне жили еще родоплеменным строем. «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране»; «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных или друзей» («Стратегикон»).
  В VII-VIII вв. у славян уже идет интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. Так, из «Повести временных лет» мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах - полянах, живших в среднем Поднепровье (среди полей), их соседях древлянах, находившихся южнее Припяти (среди лесов), волынянах (или бужанах) - до Западного Буга, хорватах - в верховьях Днестра, тиверцах - ниже по Днестру, уличах, живших в южном Поднепровье, северянах - северных соседях полян, радимичах, живших в бассейне р. Сож, дреговичах, селившихся между Припятью и Двиной (от «дрягва» - болото), кривичах, главным городом которых был Смоленск, словенах, живших у озера Ильмень, и других. Летописец сообщает, что у каждого из этих племенных союзов было свое «кня- женье», понимая под «князьями» племенных вождей, что свидетельствует о формировании у славян протогосударственных образований.
  Основу экономики восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесостепях преобладала залежная, или переложная, система земледелия, при которой траву выжигали, золой удобряли землю, потом использовали ее до истощения и переходили («перекладывались») на новые участки. В лесах же применялась подсечно-огневая система: на первый год деревья подрубали, они сохли на корню, на второй год - выкорчевывали и сжигали вместе с выкорчеванными пнями, полученный участок также использовали до истощения. Пахоты не велось, землю лишь рыхлили. С VIII в. в лесостепи и степи появляется пашенное земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо. Было распространено и скотоводство. Славяне разводили коров, свиней, в качестве тяглового скота на юге использовались волы, на севере - лошади. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также «деньги».
  У славян были распространены также лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Из ремесел наиболее распространенными были кузнечное, гончарное, ювелирное. О развитии торговли говорит упоминание в «Повести временных лет» торгового пути, которым пользовались еще древние греки - пути «из варяг в греки». Экспортировали славяне преимущественно меха, мед, импортировали ткани, ювелирные изделия, вино, пряности.
  Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Постепенно вокруг князей складывается дружина - группа постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Выделение дружины было важным этапом формирования у славян государственности. Однако в VI-VIII вв. важнейшими элементами политической организации славянских племен оставались совет старейшин и вече - общее собрание свободного мужского населения племени. Основной общественной организацией славян была вначале родовая, а затем соседская община, называвшаяся мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю).
  Селились славяне преимущественно по берегам рек. В небольших поселках жило от нескольких до нескольких десятков семей. Поселки объединялись в «гнезда» из 3-4 поселков. Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10-20 м2. Пол в таком жилище был на 1-1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной. Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-чёрному.
  Славяне были язычниками. В их верованиях различают два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян является предметом научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей этих богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Даждьбог - Бог Солнца, Перун - Бог грома и молний, Стрибог - Бог ветра, Волос (Велес) - покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям.

 
© www.txtb.ru