Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.5. Культура и быт России в первой четверти XVIII в.

  Русская культура первой четверти XVIII в. развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии:
  • происходило дальнейшее обмирщение культуры,
  • развивалось личностное начало,
  • преодолевалась ее национальная замкнутость.
  Однако, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. Многое из того, что появилось при Петре, возникло впервые: первая печатная газета, первый музей, первый регулярный город, первые специальные учебные заведения, первые ассамблеи, первые отечественные художники-портретисты. В то же время, многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело масштабность. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами.
  Просвещение. Распространение научных знаний
  Преобразования, охватившие в петровский период все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников, армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей, каналов и мануфактур побуждало иметь людей, владевших техническими знаниями. Все это вызывало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление.
  Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы - в 1701 г., Инженерная - в 1712 г., Медицинское училище в 1707 г.), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 г. цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии. К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 4-х епархиальных школах, а дети солдат - в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.
  Обучение дворянских детей стало своего рода повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя. Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, так что в 1714 г. был издан указ, грозивший таким недорослям запрещением жениться.
  С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 г. выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письменами учатися хотящим». В 1703 г. вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебником по математике.
  Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы. Так, устюжский крестьянин Владимир Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог, на свои скромные средства в 1697-1699 гг. составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 17131714 гг. русские землепроходцы побывали на Курильских островах. Русские картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его.
  В петровское время ведется активное изучение природных богатств страны. Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. «Земляной» уголь в то время еще не умели использовать в практических целях, проводились лишь первые опыты применения его в качестве топлива при выварке соли, а нефть применяли лишь в медицине. На Урале и в Сибири были открыты новые месторождения железа и меди, в Забайкалье были найдены залежи серебра. Это дало возможность построить новые заводы для выплавки чугуна, меди и серебра.
  Бурные события современности нашли отражение в исторических сочинениях, написанных по заданию Петра. Среди них особенно выделяется «Рассуждение о причинах Свейской войны» Петра Шафирова. Послесловие к этой книге было написано самим Петром.
  Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 г. Петербургской Академии наук. Инициатива ее создания принадлежит Петру, при его участии составлялся проект Устава академии. Академия имела твердый государственный бюджет. При ней был создан университет для подготовки научных кадров.
  Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. В первой четверти XVIII в. было открыто несколько новых типографий. С 1708 г. книги гражданского содержания стали печататься новым шрифтом, более упрощенным. Вместо старых буквенных вошли в употребление арабские цифры. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости».
  Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера - первый в России естественноисторический музей. В музее демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия, а также «монстры» - живые и заспиртованные уроды.
  В 1700 г. Петр ввел европейское летоисчисление. До этого счет лет велся от «сотворения мира». При Петре велено было считать, как в Европе, от «рождества Христова», то есть ввели тот счет лет, которым пользуемся мы и сейчас.
  Литература. Публицистика
  Изменения в общественной жизни в петровский период нашли отражение в литературе и публицистике. Литературные произведение носили все более светский характер. Известным писателем- публицистом был Феофан Прокопович. В 1716 г. он переезжает в Петербург и становится ближайшим сподвижником Петра и пропагандистом его преобразований. Художественное мастерство и острую политическую направленность пера Прокоповича широко использовал Петр I, поручив ему сочинение таких важных законодательных актов, как «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей».
  Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого-самоучки И.Т. Посошкова. Самая известная его работа - «Книга о скудости и богатстве». Наиболее интересны мысли Посошкова о развитии промышленности и торговли. Он выдвигает оригинальные идеи, присущие развитому меркантилизму. По его мнению, государство должно поощрять строительство мануфактур выдачей купцам ссуд и пожалованием казенных заводов. Правительство обязано проявлять заботу об обеспечении предприятий рабочей силой, отдавать мануфактуристам бродяг и нищих. Он выступал за объединение купцов, ведущих заграничную торговлю, в одну компанию. Это позволило бы устранить конкуренцию между русскими купцами, а также дало бы возможность держать высокие цены на товары, пользующиеся спросом на иностранных рынках. «Книга о скудости и богатстве» была завершена в 1724 г. и предназначалась для Петра, однако неизвестно, знакомился он с ней или нет. Издана данная работа была только в 1842 г.
  Искусство. Строительство Петербурга
  В архитектуре первой четверти XVIII в. ярко проявляется процесс обмирщения. В этот период преобладает гражданское строительство. Появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно-просветительного назначения. Таковы монументальный Арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 г., а также здание Суконного двора. Суконный двор представлял замкнутый четырехугольник из двухэтажных зданий с фасадом, выходившим против Кремля на набережную Москвы-реки.
  Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашли в Петербурге. Трудом десятков тысяч людей на заболоченной либо покрытой густым лесом местности был воздвигнут красивейший город мира. К 1725 г. его население насчитывало около 40 тыс. человек. В отличие от прочих городов России, застройка которых производилась стихийно, Петербург строился по заранее разработанному плану. Дома воздвигались по прямой линии, фасады выходили на улицу, что выражало стремление преодолеть замкнутость прежнего образа жизни. Специальными указами был установлен тип зданий, размеры которых зависели от состоятельности владельца. Все население было разбито на «именитых», «зажиточных» и «подлых» людей. Именитые, к которым относились богатые помещики и купцы, обязаны были строить двухэтажные каменные здания с высокими комнатами, большими окнами и украшениями на фасаде.
  Замечательными памятниками архитектуры стали комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, Летний дворец Петра I (архитектор Д. Трезини). Колокольня Петропавловского собора, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле, что, по мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над старой. Замечательным памятником архитектуры Петербурга петровского времени являются здания Двенадцати коллегий (архитекторы Д. Трезини, М.Г. Земцов), предназначенные для центральных учреждений России. Крупнейшим промышленным зданием новой столицы была Адмиралтейская верфь (архитектор И.К. Коробов). Этот сложный комбинат включал множество предприятий, необходимых для постройки и оснастки кораблей: лесопильни, кузницы, смолокурни, канатное, прядильное и парусное производства.
  Петербург воплощал черты новой культуры и в отношении городского благоустройства. По указу 1714 г. каждое судно, прибывавшее в город, должно было доставлять 10-30 камней, а подвода - 3 камня. Камни использовались для устройства мостовых. Главные улицы освещались конопляным маслом. Проявляя заботу о благоустройстве своего «парадиза» (рая), как называл Петр новую столицу, царь в то же время тормозил каменное строительство в прочих городах страны - указом 1714 г. было запрещено использование кирпича в качестве строительного материала повсюду, за исключением Петербурга.
  Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные дворцово-парковые ансамбли в ее окрестностях. К ним относится, например, дворец Меньшикова в Ораниенбауме.
  Новым явлением в русской культуре данного периода стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например оформление Большого каскада Петергофского дворца (архитектор Ж.Б. Леблон).
  В области изобразительного искусства в первой четверти XVIII в. активное развитие получает светская живопись, особенно портретная. Выдающимися портретистами того времени были И.Н. Никитин (1690-1742), А.М. Матвеев (1701-1739), а среди мастеров гравюры - И. Адольский. Произведения художников-граверов А. Ф. Зубова, А.И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих русских столиц.
  Европеизация дворянского быта
  Новшества в быту Петр I начал вводить одними из первых. Царю хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. Когда царя, возвратившегося из заграничного путешествия в Москву, 26 августа 1698 г. прибыли поздравлять бояре, он схватил ножницы и самолично начал им обрезать бороды. Позже, в 1705 г., последовал указ, вводивший налог за право носить бороду: борода дворянина и приказного оценивалась в 60 руб. в год, купца - 100 руб., прочего посадского люда - 30 руб. Крестьянин должен был платить при въезде в город по 2 деньги.
  За бородой пришел черед одежде. 4 января 1700 г. последовал указ о запрещении носить длиннополое платье. Вместо него дворянам и горожанам предложено было обрядиться в венгерские и немецкие кафтаны. У горожан, не успевших сменить гардероб, брали пошлину либо укорачивали платье прямо на улице.
  Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 г. установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением, которому предшествовала личная встреча жениха и невесты. При заключении брака главными действующими лицами становились жених и невеста. Указом 5 января 1724 г. царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 г. вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака - жених должен был быть непременно грамотным.
  Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались наставления о правилах воспитания и поведения детей. Первое из них, на протяжении XVIII в. многократно переиздававшееся, было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Это компилятивное сочинение, составленное из текстов, заимствованных у западноевропейских авторов, задачу воспитания излагает в традиционном духе смирения и послушания богу, царю и родителям. В нем содержатся правила поведения не только в семье, но и в обществе: предусматривались все мелочи, начиная от походки и осанки молодого человека до умения принимать еду. Интересно, что если молодой человек должен был обладать тремя добродетелями («смирен, приветлив и учтив»), то девице их надлежало иметь десятка два: страх перед богом, смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, целомудрие, верность, молчаливость, чистоплотность и т.д. У девиц ценилось умение краснеть, что считалось показателем нравственной чистоты и целомудрия.
  Другим руководством для воспитания детей служило сочинение Ф. Прокоповича «Первое учение отрокам». Автор исходил из мысли, что нравственные основы человека закладываются в отроческом возрасте: «каков кто отрок есть, таков и муж будет». Отсюда обязанность родителей наставлять детей «от младых ногтей в страхе Божии, благочестии и добронравии». Обязанность родителей состояла в заботах об образовании детей, чтобы они в будущем в соответствии со своими способностями и склонностями могли обеспечить себя материально.
  Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения - ассамблея. В отличие от обычаев предшествующего столетия, когда мужчин принимали отдельно от женщин, ассамблеи являлись собраниями, в которых женщины участвовали на равных с мужчинами. Ассамблеи ломали старый обычай, обусловленный местническими традициями, - на них наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. По идее на ассамблеях должны были царить веселье и непринужденность: деловые разговоры могли чередоваться с танцами и играми. «Хозяин, - написано в указе, - не повинен гостей ни встречать, ни провожать, ни подчивать». Его обязанность состояла в обеспечении гостей напитками для утоления жажды, табаком и курительными трубками, столами для игры в шахматы, а также просторной комнатой для танцев.
  Изменился характер публичных празднеств. До преобразований они носили церковный характер: военные победы отмечали колокольным звоном, крестным ходом, молебном. При Петре такие празднества приобрели светский характер: они сопровождались торжественным шествием победителей через триумфальные арки, пушечной пальбой, фейерверками. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 г. по случаю овладения Азовом.
  В итоге преобразований дворянский быт претерпел существенные изменения. Что касается основной массы населения, то его быт практически оставался неизменным.
  Значение петровских преобразований
  Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы, что нашло выражение в трудах историков. С одной стороны, царствование Петра вошло в отечественную историю как время блестящих воинских побед, оно характеризовалось быстрыми темпами экономического развития. Это был период резкого рывка навстречу Европе. «Для этого он (Петр - авт.) готов был жертвовать всем, даже самим собою и своими близкими. Все, что шло против государственной пользы, он был готов истребить и уничтожить как государственный деятель» (С.Ф. Платонов).
  С другой стороны, итогом деятельности Петра I, по мнению ряда историков, стало создание «регулярного государства», то есть государства бюрократического по своей сути, основанного на слежке и шпионаже. Происходит становление авторитарного правления, чрезвычайно возрастает роль монарха, его влияние на все сферы государства.
  Историк-декабрист М.А. Фонвизин так оценивал петровскую эпоху: «Если Петр старался вводить в Россию европейскую цивилизацию, то его прельщала более ее внешняя сторона. Дух же этой цивилизации - дух законной свободы и гражданственности - был ему, деспоту, чужд и даже противен. Мечтая перевоспитать своих подданных, он не думал вдохнуть в них высокое чувство человеческого достоинства, без которого нет ни истинной нравственности, ни добродетели. Ему нужны были способные орудия для материальных улучшений по образцам, виденным им за границей».

 
© www.txtb.ru