Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.3. Политическое развитие страны в первой четверти XVIII в.

  Начиная с 1708 г. Петр I приступил к осуществлению комплекса административных реформ, в результате которых сложилась централизованная система управления страной. Ее структура, функционирование, бюрократический характер оставались, в общих чертах, неизменными вплоть до начала ХХ века.
  Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточивалась в руках царя (с 1721г. - императора). В 1711 г. учреждается Правительствующий Сенат, заменивший Боярскую Думу. Члены Сената назначались царем. Сенат издавал указы, имевшие силу закона. В петровское время Сенат становится высшим органом исполнительной и судебной власти. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-прокурор, осуществлявший контроль за деятельностью всех правительственных учреждений через назначаемых в них прокуроров. Прокуроры осуществляли гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий. Одновременно существовала и система негласного контроля. Его осуществляли фискалы.
  В 1717-1721 гг. Петр заменил старую систему приказов коллегиями, ведавшими определенными сферами управления. Всего коллегий было одиннадцать. Важнейшие из них - коллегия иностранных дел, военная, адмиралтейская, камер-коллегия (контролировала сбор доходов), штатс-коллегия (расходы государства), вотчинная (дворянское землевладение), мануфактур-коллегия (промышленность, кроме горно-металлургической), берг-коллегия (горно-металлургическая промышленность). Фактически на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. Фактическая власть в Главном магистрате и городских магистратах находилась в руках богатых купцов. Наряду с коллегиями продолжали действовать и некоторые приказы. Делами политического сыска ведал Преображенский приказ. В 1718 г. его функции перешли к Тайной коллегии. Коллегиальная система отличалась от приказной более строгим распределением обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов ее членов в составе президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Коллегии располагали не только административными правами в отведенной им области, но и судебными функциями, за исключением политических преступлений. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом, на основе которого строился весь внутренний распорядок учреждений.
  В систему коллегий входил также Синод, или Духовная коллегия, учрежденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжением борьбы между верховной светской властью и церковной и знаменовало еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия. Был разработан Устав духовной коллегии, автором которого стал церковный деятель, политик и публицист Феофан Прокопович. Наблюдение за деятельностью Синода поручалось специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода. Члены Синода назначались царем из числа духовенства. Учреждение Синода, с последующим подчинением его Сенату, ставило церковь под полный контроль государства.
  С целью укрепления власти на местах в 1708-1710 гг. проводилась областная реформа. Страна делилась на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская, Сибирская) во главе с губернаторами. В рамках губернии губернатор был наделен всей полнотой административной, судебной и военной власти. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В 1719 г. вместо губерний основной единицей административного управления стала провинция (их было создано 50). Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов оставалось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные воеводы обращались непосредственно в коллегии и Сенат.
  В итоге административных преобразований в России было завершено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. Там отмечено, что «монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает». Внешним выражением утвердившегося в России абсолютизма является принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования «Великий». К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация. Петровские реформы центрального и местного управления создали внешне стройную иерархию учреждений от Сената в центре до воеводской канцелярии в уездах.

 
© www.txtb.ru