Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.3. Психологический облик предпринимателя

  Первой серьезной попыткой определить психологический облик предпринимателей явились работы Дэвида С. Макклелланда. Исследования Макклелланда проходили в три этапа и носили экспериментальный характер, основываясь на концепции мотивации достижения, обусловливающей определенный набор поведенческих характеристик и личностных свойств.
  Ситуацию, в которой анализируется агрегированный индекс, Макклелланд охарактеризовал следующим образом:
  - в ней существуют определенные стандарты качества;
  - исход решения задач оценивается по этим стандартам;
  - исход решения может быть успешным или неуспешным;
  - человек воспринимает свою ответственность за исход.
  В такой ситуации и разворачивается данный мотивационный процесс, на который оказывают влияние ситуационные детерминанты. Людям с мотивом стремления к успеху, по мнению Макклелланда, свойственны следующие особенности:
  - ситуация достижения как привлекающий фактор;
  - уверенность в успешном исходе;
  - активный поиск информации для суждения о своих успехах;
  - готовность принять ответственность и решительность в неопределенных ситуациях;
  - большая настойчивость при стремлении к цели;
  - получение повышенного удовольствия от интересных задач;
  - желание делать более или менее сложную, но реально выполнимую работу; отсутствие энтузиазма к сверхсложным или простым задачам;
  - способность не теряться в ситуациях соревнования или проверки способностей;
  - стремление к разумному риску;
  - средний, реалистический уровень притязаний;
  - большое упорство при столкновении с препятствиями;
  - повышение уровня притязаний после успеха и понимания после неудачи.
  Второе направление в изучении важнейших, психологических характеристик предпринимателя было связано с разработанной в 60-е годы в США методикой Дж. Роттера так называемой шкалой локуса контроля. Теория Дж. Роттера, до сих пор широко применяемая в американской психологии, рассматривала локализацию контроля над значимым для него событием любым индивидом как экстернальную (внешнюю) или интернальную (внутреннюю). В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил - случая, судьбы, “божьей воли”, других людей и т.д. Во втором - он понимает значимые для него события как результат его собственного поведения и относительно постоянных характеристик. Дж. Роттер предполагал, вслед за Д. Макклелландом и Дж. Аткинсоном, что люди с интернальным локусом контроля имеют большую необходимость достижения. Его работы и поздние исследования других психологов определили предпринимателя как интернала с высокой мотивацией достижения.
  Третье основополагающее направление в психологическом изучении предпринимателей связано с рассмотрением риска. Практически все известные к настоящему моменту определения предпринимателя включают в себя риск. Причем понятие бремени риска предпринимателем долгое время было предметом изучения экономистов. Одним из основных исследователей этого аспекта был Ф. Найт и его знаменитая работа “Риск, неопределенность и прибыль”. Предпринимательская функция, по мнению многих исследователей, изначально содержала измерение риска и принятие риска.
  Два из самых важных моментов в принятии решения стать предпринимателем включают в себя понимание степени риска и понимание возможности неудачи, ассоциируемой с финансовым неуспехом предприятия. Становясь предпринимателем, индивид рискует своим финансовым благополучием, возможностями карьеры, семейными отношениями и т.д. Более того, неудача в организации предприятия (например, финансовая) становится впоследствии неудачей индивидуальной и тем самым может иметь серьезные эмоциональные последствия разрушительного характера. Предприниматель анализирует все возможные риски, связанные с его специфическими деловыми предложениями, и потом определяет, хочет ли он взять их на себя.
  Предпринимательский риск имеет, как правило, три составляющие:
  - общую склонность к риску предпринимателя;
  - понимание возможности неудачи специфического предприятия;
  - понимание последствий неудач.

 
© www.txtb.ru