Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.1. Сущность и основные функции предпринимательства

  Ключевая фигура рыночных отношений - предприниматель. Долгие годы предпринимательство у нас не ценилось, а наказывалось. Однако ныне признано, что единственный ресурс, на который можно делать ставку при переходе к рынку, - это человеческая активность в стремлении обеспечить себе нормальные условия жизни.
  Открыть собственное дело и добиться его процветания не так-то просто. Тем не менее только за последние годы в мире, в том числе и в России, возникли миллионы новых предприятий.
  Кто же возглавил вновь созданные предприятия в России? Общественное мнение и даже прогрессивная пресса абсолютно уверены, что новая буржуазия состоит из спекулянтов и представителей номенклатуры. В новом предпринимательстве узнается старый партаппаратчик, в посреднике - фарцовщик. Российскому обществу приходится выбирать между “красными директорами”, нынешней хозяйственной элитой, точнее, той ее частью, которая способна воспринимать рыночную философию, и частными предпринимателями, среди коих преобладают “ротшильды”, рожденные теневым бизнесом застойных лет и выращенные на фактически легальном бизнесе перестроечного периода.
  В процессе разрушения командной экономики перед традиционными хозяйствующими субъектами - министерской бюрократией и директорами государственных предприятий - стоят необычные задачи. Однажды заведенный и привычный хозяйственный кругооборот остановился, и плыть по течению стало невозможно. Для решения новых задач потребовался новый тип экономического агента - предприниматель-новатор, создающий новые комбинации в виде новых товаров, новых способов производства, новых рынков сбыта, новых методов управления. Большинство традиционных хозяйствующих субъектов не смогли приспособиться к новым условиям.
  Переход с государственной службы в бизнес требовал весьма решительного поворота - смены образа жизни и даже мировоззрения. По данным ВИОМ, только 13% опрошенных руководителей государственных предприятий не прочь открыть свое дело. “Красные директора” явно предпочитают гарантированное жалование высокой, но рискованной прибыли предпринимателя. На сцену пришли новые люди, свободные от гнета традиций и инерции мышления. Именно они первыми использовали возникшие в ходе перестройки неожиданные возможности.
  Независимо от сферы деятельности и социального статуса отечественными бизнесменами, как и западными предпринимателями, движет, прежде всего, стремление к личной свободе и независимости от бюрократической опеки, а если брать шире - и от окружающего мира. Над всем главенствует мечта основать свою “империю”, обрести свободу действия, власть и чувство самодостаточности.
  Однако не следует думать, что все новые предприниматели стараются сорвать куш любой ценой. Рынок формирует специфическое понимание справедливости как эквивалентного обмена. Те, кто приходят на рынок надолго, быстро осознают, что доброе имя - это моральный капитал, т. е. социальный контроль подкрепляется рыночным.
  В русском языке слово “предпринимательство” употребляется в двух общих значениях: характеризует определенный вид деятельности и обозначает саму деятельность.
  Слово “предпринимательство” ассоциируется с экономической активностью. Экономическая активность - это все энергетические процессы, связанные с производством и обменом некоторых благ (материальных и духовных). Но производство и обмен не могут совершаться спонтанно, поскольку всегда обладают относительно сложным характером и требуют сознательного участия человека. Предпринимательство есть разновидность экономической активности. Экономическая активность стимулируется потребностями в продуктах труда.
  Предпринимательство - деятельность, которая на основе риска инициирует, организовывает, стабилизирует и на основе личной заинтересованности развивает ту или иную форму добычи материальных и духовных благ в сфере производства или обмена.
  Предприниматель на свой страх и риск начинает какое-либо дело. Он пытается сделать это дело удачным, поэтому проявляет всю возможную предприимчивость, чтобы правильно его организовать. Чтобы дело приносило искомые блага, оправдывающие вложенную в него энергию, в том числе энергию других людей постоянно, т. е. давало систематическую прибыль, предприниматель, ощущая на себе ответственность за предложенную им инициативу, старается превратить свое предприятие из авантюры в элемент цивилизации. Имея же личную заинтересованность в получении излишков получаемых благ (предпринимательский доход), предприниматель стремится постоянно расширять свое дело, вкладывать в него все новые ресурсы и развивать его во все новых формах.
  По мнению Йозефа Шумпетера, роль предпринимателя заключается в осуществлении следующих комбинаций:
  - изготовлении нового продукта;
  - внедрении новых технологий;
  - освоении нового рынка сбыта;
  - освоении новых источников сырья;
  - проведении соответствующей реорганизации структуры отрасли.
  Предпринимательской считается всякая деятельность, преследующая цель получения дохода за счет привлечения собственных средств, или опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала. В этом смысле служащие государственных учреждений или работающие по найму в компании не являются предпринимателями, а владение акциями компании или работа на собственной (или даже арендованной у компании) бензоколонке есть предпринимательство. Оно предполагает полную самостоятельность в принятии хозяйственных решений, ответственность за результаты этих решений и характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это инновационные моменты. Американский ученый профессор Роберт Хизрич определяет: “Предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риски, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым”. Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: “Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия”.
  Основная функция организации предпринимательства - это в конечном счете производство всей массы товаров и услуг для домашних хозяйств и государства, т. е. удовлетворение всей гаммы индивидуальных и общественных потребностей наций.
  Таким образом, целью организации предпринимательства выступает необходимость завоевать потребителя, создать круг собственных потребителей. Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
  - новизна товара и его соответствие интересам потребителя;
  - качество;
  - цена, доступность товара;
  - степень универсальности товара;
  - внешний вид и упаковка;
  - позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;
  - возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;
  - соответствие общепринятым или государственным стандартам;
  - престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.
  Практически любой взрослый член общества является, с одной стороны, членом домашнего хозяйства, реализующим функцию потребителя, а с другой - участником предпринимательской или правительственной организации, реализующим функцию производства или управления.
  В мировой экономической литературе отмечают три функции предпринимателя:
  Первая функция - ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы объективные факторы (средства производства) и субъективные, личные (работники с достаточными знаниями и умениями).
  Вторая функция - организаторская. Ее существо - обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которые лучше всего способствуют достижению поставленной цели.
  Третья функция- творческая, связанная с организационно-хозяйственная новаторством. Значение этой функции для бизнеса резко возросло в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. В связи с усилением функции, связанной с инновациями (внедрением новинок в производство), создается новый экономический климат для предпринимательства. Быстро растет рынок научно-технических разработок, или венчурного бизнеса, занятого внедрением новинок техники и новых технологий. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства - расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковских информационных данных, которые накапливаются с помощью электронно-вычислительных машин и т. д.
  Уже сейчас в западных странах определены перспективные направления предпринимательства на XXI век. Так, в Японии делается ставка на информационный бизнес. Используя мировой информационный рынок, японские предприниматели быстрее и лучше других внедряют технологические новинки. В Германии, Великобритании и Франции упор делается на промышленные технологии (считается - тот, кто силен в промышленном производстве, будет иметь успех во всех областях науки и техники). В США в центре внимания стоит повышение интеллектуального уровня работников, их образование и квалификация, ибо от этого зависит технологический потенциал бизнеса.
  Фирма “Мак-Бер энд компани” (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личностные качества удачливого бизнесмена:
  - поиск возможностей и инициативность (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствия, меняет намеченную линию поведения, чтобы достичь цели);
  - готовность к риску (предпочитает ситуацию умеренного риска, осуществляет действия, чтобы уменьшить риск, т. е. контролировать результаты);
  - ориентацию на эффективность и качество (находит путь делать вещи лучше, быстрее и дешевле);
  - вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя всю ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы, берется за дело вместе с работниками или вместо них);
  - целеустремленность (ясно выражает цели, обладает долгосрочным видением);
  - стремление быть информированным (лично собирает сведения о клиентах, поставщиках, конкурентах);
  - систематическое планирование и наблюдение (планирует, следит за хозяйственными показателями и использует их для принятия решения);
  - независимость и уверенность в себе (стремление к независимости от правил и контроля других людей, вера в свою способность выполнять трудные задачи).
  Выводы “Мак-Бер энд компани” могут служить своего рода тестом. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена - врожденные, другие - результат развития природной предрасположенности, а третьи - следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.
  Тестовая проверка позволила образно сформулировать отрицательные психологические характеристики предпринимателя:
  - флюгер (верно определяет направление, но не доводит до конца создание новой фирмы);
  - простак (с упрощенным взглядом на несложные вопросы; по его мнению, любое предприятие можно создать “в два счета”);
  - недотрога (мнителен и боится, что кто-то украдет его идеи);
  - знайка (хорошо теоретизирует, но полностью оторван от практики);
  - аккуратист (чрезмерно привержен заведенному порядку);
  - философ (излишне мечтателен, топит дело в словах);
  - изобретатель (настолько увлечен новациями, что это идет во вред предпринимательской деятельно сти);
  - инопланетянин (не имеет соответствующих реальных мотивов и целей для организации собственного бизнеса).
  Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство.
  Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или органами местного самоуправления (муниципальное предприятие). Собственность такого рода предприятий есть форма обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).
  Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).
  Конечно, каждый из этих видов - государственное и частное предпринимательство - имеют свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельности предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Типология обоих видов предпринимательства практически одинакова.

 
© www.txtb.ru