Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Об агрессии во время спора

  Рассматривая проблемы споров и критики, нельзя не остановиться хотя бы немного на проблеме агрессии и стресса у участников этой далеко не всегда приятной ситуации. Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении и даже во внешних признаках. Довольно даже мимолетного взгляда, чтобы заметить характерные признаки. Почему же весьма часто ни одна из конфликтующих сторон “не видит” этих индикаторов, не предпринимает мер по локализации агрессивного поведения партнера, а, наоборот, сама переходит к агрессивной форме поведения, пытаясь таким образом решить конфликтную ситуацию?
  Причин здесь можно было бы выделить несколько:
  Во-первых, правильная форма реагирования на агрессивное поведение партнера ответной агрессией. Многие почему-то считают, что такое поведение - единственно правильный выход из сложившейся ситуации, что если ответное поведение будет иным, то партнер может воспринять это, как проявление вашей слабости и неуверенности.
  Во-вторых, неуверенность в себе, в своей правоте. В данном случае мы наблюдаем попытку использовать подобную стратегию поведения как камуфляж того, что есть на самом деле. Кроме того, некоторые люди, испытывающие неуверенность, пытаются за счет агрессивного поведения как бы подбодрить самого себя, придать дополнительный импульс собственной активности.
  В-третьих, такое поведение может быть показателем того, что вы, наконец-то, получили возможность высказать своему партнеру все то плохое, что вы о нем знаете. Как правило, высказывания о партнере в подобном состоянии носят такой характер, что ни вы, ни он их долго не смогут забыть.
  В-четвертых, подобное поведение может быть и индикатором элементарной невоспитанности партнера по конфликтной ситуации. Чем больше себе позволяет партнер, тем менее он воспитан.
  И, наконец, такое поведение может быть следствием возникновения под воздействием сильного раздражителя так называемого реактивного мышления. Такого рода мышление блокирует возможность адекватной оценки ситуации, самоконтроля и спокойного осознания происходящего.
  Как можно в таком состоянии продолжить спор, дискуссию? Приведет ли такое продолжение к позитивному результату? Что будет с вашим здоровьем, если вы будете постоянно использовать такую стратегию поведения?
  Самое главное в такой ситуации - оставаться спокойным. Во многих книгах декларируется необходимость спокойствия в критических ситуациях, но не дается практически никаких приемлемых рекомендаций, как это сделать. Эти авторы поступают по принципу: “Хочешь быть спокойным? Будь им!”. Другие предлагают достаточно громоздкие и, к сожалению, далеко не всегда эффективные приемы саморегуляции, на освоение которых требуется довольно продолжительное время. А. Петренко останавливается на одном из приемов, помогающих достаточно быстро упокоиться и взять ситуацию под контроль. Вот что он предлагает.
  Как только вы осознали, что наступает обострение ситуации, что еще немного - и вы потеряете душевное равновесие, попробуйте мысленно выйти за пределы данной ситуации и посмотреть на все происходящее, услышать все, о чем идет речь у вас с вашим партнером, со стороны. Постарайтесь оценить ситуацию как зритель, сидящий в театре. Это не потребует больших усилий и временных затрат, но как только вы сможете оценить ситуацию в диссоциированном, отчужденном состоянии, убедитесь, что можете управлять ее развитием и своим состоянием. Трудно управлять ситуацией, находясь в состоянии, когда все происходящее вы оцениваете, “пропуская через себя”. Диссоциация позволяет проанализировать ситуацию как бы со стороны. Если же вам удастся к тому же вывести ситуацию как бы на экран телевизора и наблюдать за ней в роли телезрителя, регулирующего цвет, звук и изображение, когда вас это уже не раздражает, то это будет просто здорово, потому что вы получите великолепный инструмент соморегуляции. Можно “поиграть” с цветом, “добавив” тот цвет, который вам более приятен, и, “убавив” неприятные цвета, можно исказить размеры: например, партнера вы делаете слишком маленьким, а самого себя - очень большим. Вы можете внести в ситуацию элементы комизма. Короче говоря, при наличии у вас хорошо развитой фантазии вы сможете научиться так “трансформировать” ситуацию, что весьма быстро будете приводить себя в состояние, необходимое для конструктивной работы и принятия обоснова- ных решений.
  Когда вы усвоите технику диссоциативного восприятия негативной ситуации, научитесь управлять собой, можете, в принципе, изменить стратегию поведения в подобных ситуациях.

 
© www.txtb.ru